«За» и «против» увеличения НДС до 22% - «Общество Крыма» » Новости Крыма

✔ «За» и «против» увеличения НДС до 22% - «Общество Крыма»




Картинка с сайта zakon.ru


Депутаты Государственной Думы в первом чтении приняли законопроект об увеличении с 2026 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% при сохранении льготной ставки 10% на социально значимые товары. Мы решили спросить у искусственного интеллекта, как он оценивает эту инициа­тиву Минфина.


Нейросеть структурировала ответ таким образом. 


1. Анализ целей инициативы.


- Пополнение бюджета - это самая очевидная цель. НДС - ключевой источник доходов. Повышение ставки с 20% до 22% - это увеличение базового налогового бремени на 10%, что даст значительный краткосрочный приток средств в бюджет.


- Снижение дефицита бюджета. В условиях роста расходов (на оборону, соцпрограммы, инфраструктуру) правительство ищет надёжные источники доходов. Это прямое и быстрое решение для сокращения дефицита, но с серьёзными побочными эффектами.


- Снижение зависимости от нефтегазовых доходов. Диверсификация (стратегия распределения рисков, с помощью которой повышают эффективность деятельности) доходной базы бюджета. Это шаг в сторону увеличения доли ненефтегазовых доходов, что в долгосрочной перспективе считается бюджетной политикой более устойчивой.


2. Анализ негативных последствий и рисков. Это самая объёмная часть анализа, так как экономическая теория и история знают много примеров негативного воздействия роста косвенных налогов.


- Ускорение инфляции. Это главный и немедленный эффект. НДС - это налог на потребление, и его рост напрямую включится в цены практически всех товаров и услуг, что вызовет дополнительный инфляционный всплеск, который может быть значительным (возможно, +1-2% к инфляции или даже больше в первый год). Это ударит по реальным доходам населения.


- Снижение потребительского спроса. Более высокие цены заставят людей покупать меньше, особенно товары не первой необходимости. Есть риск замедления экономичес­кого роста. Снижение спроса ударит по розничной торговле, сфере услуг и, в конечном счёте, по прибылям компаний.


- Ухудшение делового климата и давление на бизнес. Для конечных продавцов: рост ставки усложнит налоговое администрирование (нужно переоформлять все системы учёта и расчётов). Для производственных цепочек: увеличится сумма НДС, которую компании могут принять к вычету, но в целом возрас­тёт налоговое бремя на всех этапах. Это может снизить инвестиционную активность и привести к росту теневого сектора как реакции бизнеса на увеличение фискальной нагрузки.


- Социальное неравенство: НДС является регрессивным налогом. Он составляет большую долю в расходах бедных домохозяйств по сравнению с богатыми. Такая мера сильнее всего ударит по наименее обес­печенным слоям населения, для которых траты на товары первой необходимости составляют основную часть бюджета.


3. Сравнение с альтернативами, то есть с другими возможными мерами для достижения тех же целей.


- Повышение акцизов на определённые товары (сигареты, алкоголь, бензин). Более точечная мера.


- Прогрессивная шкала НДФЛ. Позволяет перераспределить нагрузку и собрать средства с более обеспеченных слоёв.


- Повышение налогов на прибыль корпораций или на роскошь.


- Сокращение бюджетных расходов (политически сложный путь).


- Стимулирование экономического роста для увеличения налоговой базы без изменения ставок.


Таким образом, повышение НДС до 22% является мощным, но грубым инструментом для быстрого пополнения бюджета. Оно эффективно решает краткосрочную фискальную проблему, но создаёт значительные долгосрочные риски в виде ускорения инфляции, снижения потребительского спроса и усиления социального неравенства. Экономическая теория и исторические прецеденты часто указывают на то, что такие меры имеют высокие побочные издержки. Более сбалансированный подход мог бы включать в себя комбинацию менее агрессивного повышения НДС с другими, более точечными мерами налоговой и бюджетной политики, чтобы распределить нагрузку более справедливо и минимизировать негативное воздействие на экономический рост.



Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Картинка с сайта zakon.ru Депутаты Государственной Думы в первом чтении приняли законопроект об увеличении с 2026 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22% при сохранении льготной ставки 10% на социально значимые товары. Мы решили спросить у искусственного интеллекта, как он оценивает эту инициа­тиву Минфина. Нейросеть структурировала ответ таким образом. 1. Анализ целей инициативы. - Пополнение бюджета - это самая очевидная цель. НДС - ключевой источник доходов. Повышение ставки с 20% до 22% - это увеличение базового налогового бремени на 10%, что даст значительный краткосрочный приток средств в бюджет. - Снижение дефицита бюджета. В условиях роста расходов (на оборону, соцпрограммы, инфраструктуру) правительство ищет надёжные источники доходов. Это прямое и быстрое решение для сокращения дефицита, но с серьёзными побочными эффектами. - Снижение зависимости от нефтегазовых доходов. Диверсификация (стратегия распределения рисков, с помощью которой повышают эффективность деятельности) доходной базы бюджета. Это шаг в сторону увеличения доли ненефтегазовых доходов, что в долгосрочной перспективе считается бюджетной политикой более устойчивой. 2. Анализ негативных последствий и рисков. Это самая объёмная часть анализа, так как экономическая теория и история знают много примеров негативного воздействия роста косвенных налогов. - Ускорение инфляции. Это главный и немедленный эффект. НДС - это налог на потребление, и его рост напрямую включится в цены практически всех товаров и услуг, что вызовет дополнительный инфляционный всплеск, который может быть значительным (возможно, 1-2% к инфляции или даже больше в первый год). Это ударит по реальным доходам населения. - Снижение потребительского спроса. Более высокие цены заставят людей покупать меньше, особенно товары не первой необходимости. Есть риск замедления экономичес­кого роста. Снижение спроса ударит по розничной торговле, сфере услуг и, в конечном счёте, по прибылям компаний. - Ухудшение делового климата и давление на бизнес. Для конечных продавцов: рост ставки усложнит налоговое администрирование (нужно переоформлять все системы учёта и расчётов). Для производственных цепочек: увеличится сумма НДС, которую компании могут принять к вычету, но в целом возрас­тёт налоговое бремя на всех этапах. Это может снизить инвестиционную активность и привести к росту теневого сектора как реакции бизнеса на увеличение фискальной нагрузки. - Социальное неравенство: НДС является регрессивным налогом. Он составляет большую долю в расходах бедных домохозяйств по сравнению с богатыми. Такая мера сильнее всего ударит по наименее обес­печенным слоям населения, для которых траты на товары первой необходимости составляют основную часть бюджета. 3. Сравнение с альтернативами, то есть с другими возможными мерами для достижения тех же целей. - Повышение акцизов на определённые товары (сигареты, алкоголь, бензин). Более точечная мера. - Прогрессивная шкала НДФЛ. Позволяет перераспределить нагрузку и собрать средства с более обеспеченных слоёв. - Повышение налогов на прибыль корпораций или на роскошь. - Сокращение бюджетных расходов (политически сложный путь). - Стимулирование экономического роста для увеличения налоговой базы без изменения ставок. Таким образом, повышение НДС до 22% является мощным, но грубым инструментом для быстрого пополнения бюджета. Оно эффективно решает краткосрочную фискальную проблему, но создаёт значительные долгосрочные риски в виде ускорения инфляции, снижения потребительского спроса и усиления социального неравенства. Экономическая теория и исторические прецеденты часто указывают на то, что такие меры имеют высокие побочные издержки. Более сбалансированный подход мог бы включать в себя комбинацию менее агрессивного повышения НДС с другими, более точечными мерами налоговой и бюджетной политики, чтобы распределить нагрузку более справедливо и минимизировать негативное воздействие на экономический рост.

Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»