Романовской дороге - 112 лет! - «Общество Крыма» » Новости Крыма

✔ Романовской дороге - 112 лет! - «Общество Крыма»




Дорога проходит через вековые лесные массивы. Фото автора.


История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до её создания. Весь уклад жизни императорской семьи вёл к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма.


После окончания Крымской войны, в 1857 году, при источнике Косьмы и Дамиана создаётся Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III был построен царский охотничий домик на 8 комнат.
С 1910 года к нему стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица - Александра Фёдоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен. В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью её облесения.


К постройке приступили в 1910 году. В том же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяжённостью 3 версты. В следующем году соорудили ещё 3 версты дороги, и в 1912 году было открыто движение до Красного Камня.


В конце 1911 года министерство императорского двора предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика, и вопрос был решён положительно. 


Строительство началось в первых числах мая 1912 года вслед за утверждением окончательного проекта, ещё по последним остаткам снега. На всём протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько вёрст на лошадях и вьючных ослах.


23 октября 1913 г. (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного - царского охотничьего дома - Романовская дорога открыта для сквозного проезда. О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу с 1913-го до 1957 года не ремонтировалась. Сейчас от бывшего царского домика до реки Альма проходит старый участок, соединяющий ранее, до строительства Романовской дороги, этот домик с дорогой на Алушту. По нему давно никто не ездит. Работники национального парка «Крымский» обустроили здесь пешеходную «тропу здоровья».


Романовская дорога, уже модернизированная и асфальтированная, по-прежнему служит людям. 5 ноября этого года (уже по новому стилю) ей исполняется 112 лет.


Андрей ПАРШИНЦЕВ, научный сотрудник национального парка «Крымский».



Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Дорога проходит через вековые лесные массивы. Фото автора. История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до её создания. Весь уклад жизни императорской семьи вёл к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма. После окончания Крымской войны, в 1857 году, при источнике Косьмы и Дамиана создаётся Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III был построен царский охотничий домик на 8 комнат. С 1910 года к нему стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица - Александра Фёдоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен. В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью её облесения. К постройке приступили в 1910 году. В том же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяжённостью 3 версты. В следующем году соорудили ещё 3 версты дороги, и в 1912 году было открыто движение до Красного Камня. В конце 1911 года министерство императорского двора предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика, и вопрос был решён положительно. Строительство началось в первых числах мая 1912 года вслед за утверждением окончательного проекта, ещё по последним остаткам снега. На всём протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько вёрст на лошадях и вьючных ослах. 23 октября 1913 г. (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного - царского охотничьего дома - Романовская дорога открыта для сквозного проезда. О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу с 1913-го до 1957 года не ремонтировалась. Сейчас от бывшего царского домика до реки Альма проходит старый участок, соединяющий ранее, до строительства Романовской дороги, этот домик с дорогой на Алушту. По нему давно никто не ездит. Работники национального парка «Крымский» обустроили здесь пешеходную «тропу здоровья». Романовская дорога, уже модернизированная и асфальтированная, по-прежнему служит людям. 5 ноября этого года (уже по новому стилю) ей исполняется 112 лет. Андрей ПАРШИНЦЕВ, научный сотрудник национального парка «Крымский».

Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»