Мама с огромным сердцем - «Общество Крыма» » Новости Крыма

✔ Мама с огромным сердцем - «Общество Крыма»


Мама с огромным сердцем     - «Общество Крыма»

Наталья Каленская и её дочки.


Семейный детский дом Каленских в Симферополе - это особый мир, в котором детям всегда рады. Здесь уже много лет растут и воспитываются мальчишки и девчонки. Попадают сюда они с психологическими травмами, часто запуганные и настороженные. Но в семье Каленских отогреваются, добреют, становятся просто детьми. И во многом эта заслуга их мамы, Натальи Яковлевны Каленской. С ней мы встретились, чтобы узнать, каково это, воспитывать 22 (!) приёмных ребёнка.


«Позвоночные» дети
- Татьяна Яковлевна, добрый день. На данный момент у вас 11 приёмных детей, всего их было 22. Расскажите, пожалуйста, как вы решились на такой шаг? Почему взяли первого, второго, третьего ребёнка?
- У моего мужа есть родная сестра. Она когда-то, когда произошло землетрясение в Армении в Спитаке, в 88-ом году, пошла в фонд, сказала, что готова взять армянских детей. На что ей ответили, что армянские семьи всех разобрали. Но в России, в разных её регионах, своих брошеных хватает. И тогда сестра открыла один из первых в СССР семейных детских домов. А мы уже, глядя на такой пример, тоже попробовали.
- Наверное, было страшно?
- Когда мы брали, страшно уже не было. Я посмотрела, как это делает сестра, я была готова ко всему. Но, честно говоря, каждый новый ребёнок - это страшно. Не знаешь, что он принесёт. Только наладил быт, отношения, новые дети полностью всё меняют.
- Как принимаются решения взять ещё одного члена семьи?
- У меня половина детей «позвоночных». Это когда звонит служба по делам детей и говорит: а у нас для тебя новогодний подарок. Я спрашиваю, а как его зовут? Вот так и берём.
- Бывали случаи, когда отказывались?
- Да, конечно. Например, я прихожу к детям и говорю, нам предлагают девочку пятнадцати лет. Мне мои старшие отвечают - мы не хотим взрослую девочку, у нас сейчас хорошие отношения, маленьких бери, больших не бери. Я звоню и говорю - дети не хотят. А по законодательству каждый со мной проживающий, умеющий писать, должен подготовить согласие. В нём он указывает, что не против нового ребёнка.
Вот, к примеру, мы взяли троих сестёр. Я могла бы через месяц взять ещё ребёнка, но эти ещё не адаптировались. Им сложно, так как старая семья была очень негативной. И брать ещё мальчика или девочку нет смысла. Иначе не будет стабильности, а это для нашей семьи очень важно.
- Не приходилось ли вам возвращать детей, к примеру, появлялись родственники и говорили, что готовы взять ребёнка?
- Был один такой случай, когда девочку забрала мама. Я знала, на что я иду. Мама с бабушкой в конфликте: мама молодая, в 17 лет родила, сама воспитывает, не замужем.
А бабушка с дочкой всё время ругаются. Мама свою маленькую девочку отлупила ремнём (от которого остаются следы) за то, что та украла приличную сумму. Бабушка берёт девочку с побоями, ведёт в полицию, пишет заявление, что прошу забрать, так как мать издевается над ребёнком. А это уже Россия, законодательство жёсткое.
В итоге мне звонят из службы, говорят, иди быстрее забирай её из детского сада.
А девочка маму очень любит. Да, её отлупили, но ребёнок понимает, что за дело. Хорошо, что мама оказалась хорошей женщиной. Она устроилась на работу, наняла адвоката, я на суде не препятствовала.
Я с мамой поговорила, она мне понравилась, просто молодая неопытная девочка. Мы часто встречались, просто беседовали. Дочку её я вернула и сделала правильно. Проще всего сказать, что у тебя плохая мама, но зачем? Сейчас у этой семьи всё хорошо, хороший урок был и для мамы, и для девочки.
Детей нет
- Скажите, пожалуйста, а что касается в целом приёмных семей, за последние два с половиной года что-то изменилось? Ведь мы перешли из украинского правового поля в российское.
- На Украине был закон об опеке, в который мы, мамочки из Крыма, внесли 23 изменения. Мы смогли изменить его в пользу детей-сирот Украины. Когда мы переходили в российское законодательное поле, нам разрешили написать закон об опеке, учитывая всё лучшее, что было в украинском законодательстве, и всё, что есть на данный момент в российском. Наш закон об опеке достаточно хорош. Он принят в августе 2014 года, потому что писали его те, кто работает по нему.
- И какая сейчас схема приёма ребёнка в семью? Какие есть варианты?
- По закону - приоритет за усыновлением. Естественно, если вы обращаетесь в службу по делам детей, то вы должны сразу определиться, что вас интересует: усыновление или опека. По закону опека бывает родственная и неродственная. Родственная - детей берут бабушки, дедушки, братья, сёстры. Это считается приоритетным для ребёнка, это очень хорошо, когда после какой-то трагедии мальчик или девочка остаётся со своими кровными родственниками. Если это не родственники, то независимо от формы устройства, опека или усыновление, каждый приёмный родитель должен выполнить ряд требований. Создаётся замещающая семья, поэтому нужно пройти полный медосмотр, собрать полный пакет документов и обучиться в школе приёмных родителей. Это обязательное условие, причём на Украине такой школы не было, а в России она есть. Это огромный плюс. Такая школа даёт полную информацию о возможных проблемах, об особенностях детей, перенёсших потерю, о том, как выстраивать взаимоотношения. Это огромная помощь родителям. Более того, процентов десять взрослых после школы отказываются от идеи взять ребёнка. Я считаю, что это прекрасно. Это не обман и не предательство. Просто человек правильно себя оценивает.
- В чём отличие приёмной семьи от усыновления?
- Согласно законодательству усыновление - это приём ребёнка на правах родного с правами наследства и т. п. Он не имеет никаких льгот от государства, выплат. Если ребёнку нет трёх лет, можно получить декретный отпуск, как положено. И ребёнок становится равным членом семьи. Это самое лучшее, я считаю. На сегодняшний день в Крыму нет детей, которые попадают в приёмные семьи или под опеку, если это не родственная опека. Девочек нет до 9 лет, а мальчиков - до 7 лет. Всех здоровых деток усыновляют. Исключение - только сиблинги, то есть семейная группа, братья и сёстры. Их нельзя разделять по закону, они должны жить вместе. А усыновлять 2-3-5 детей одновременно не каждый в состоянии финансово, поэтому они есть в базе данных.
Любопытно, что в России есть регионы, где нет ни детей, ни приёмных семей. Например, Северный Кавказ. У них понятия «приёмный ребёнок» нет. Если ребёнок остаётся без родителей, то большая дружная семья его забирает к себе.
Трудности воспитания
- С какими сложностями могут столкнуться приёмные родители?..
- Дети - это большие манипуляторы, они хорошие психологи. Наши дети, получив стресс, имеют более богатый жизненный опыт, чем малыши, выхоленные в родительских объятиях. Особенно, если в семье есть чрезмерно заботливые бабушки и дедушки, в них тогда дети абсолютно не приспособлены к жизни. Наши дети даже болеют меньше. Они закалённые, у них очень сильный инстинкт самосохранения. Но при этом дети достаточно тяжёлые. «Я делаю то, что делал в доме отца своего», - эта фраза из Библии иллюстрирует основные проблемы. Они продуцируют старые знания, которые получали в той семье, на новую семью. Психологи говорят: сколько лет ребёнок жил с травмой, столько лет нужно на восстановление. Берёшь трёхлетнего - в лучшем случае к шести годам он привыкнет. Надо просто ребёнка адаптировать, подменять опыт. Это самый лучший способ педагогики. Тогда ребёнок для себя сделает выбор. Но не все дети вырастают и живут, как приёмные родители, есть определённый процент, который всё равно тянется к плохому.
Есть дети, которые терпят, живут, а всё равно смотрят туда, в ту жизнь. Думают о той маме.
- Что в этом случае нужно делать?
- Со многими детьми можно договориться. И делать это нужно по любому вопросу. Всегда объяснять последствия, напоминать, что у тебя есть право выбора. Они, когда это понимают, начинают по-другому думать. А наши дети столько видели горя и лжи, что с ними нельзя иначе. Только честно и открыто. При этом врут все. Мне как бы можно, а вам ни-ни. Есть дети, которые врут всегда. Спрашиваешь - зачем тебе это? А он не знает, по инерции так делает.
Я пытаюсь объяснить всегда: если ты сказал правду, я не наказываю. Но если соврал, наказание будет всё равно. Не знаю, какое, но будет. И они уже знают это, понимают.
- А что самое сложное в процессе воспитания такого количества приёмных детей?
- У меня есть мечта - выспаться. Но это не самое сложное. А самое сложное - это дети, которые старше 18 лет, они уже взрослые. Это большая проблема. Когда по возрасту взрослый, а головой и социально ему бы ещё года три побыть ребёнком. У всех детей, перенёсших травму, задержка психопедагогического развития. Причём это есть даже в обычных семьях. Когда папа и мама работают с утра до вечера, а детям не уделяют достаточно внимания. С этим нужно работать всем родителям без исключения. Тогда происходят чудеса. К примеру, мы взяли девочку двенадцатилетнюю из семьи алкоголиков. Она никому не верила. Но!
В итоге закончила магистратуру, стала психологом. Это она мне сказала, что в психологи идут те, у кого свои внутренние проблемы. Выросла замечательная жена, прекрасная дочь, которая звонит мне через день, мы очень хорошо всегда общаемся.
- Татьяна Яковлевна, в заключение беседы расскажите, что нужно, чтобы воспитать хорошего человека из запуганного и травмированного ребёнка?
- Любовь - обязательно, терпение - обязательно, и, конечно, разговоры. Разговаривать нужно, проговаривать всё: и хорошее, и плохое.
У меня не всегда получается, но ребёнка нужно всегда хвалить за всё хорошее, что он сделал. И игнорировать то плохое, что он совершил. Не ругать. Когда похвалишь за совсем чуть-чуть - он так радуется. Читала как-то интересную историю из другой страны. Приёмная мама брала только подростков. Она завела тетрадку. Все дети знали - тетрадка лежит на тумбочке возле телефона. И она сказала, что будет регулярно писать в этой тетрадке всё хорошее. У неё был очень трудный мальчик. У всех было много хорошего написано, а у него одна запись, потом вторая появилась. Она писала любое, например, помыл свои туфли. И когда он увидел, что у него меньше всех записей, он захотел, чтобы у него было больше. И он всё время заглядывал в эту тетрадку, старался. В итоге из него вырос хороший человек.
И ещё нюанс. В любой приёмной семье очень важно сохранить взаимоотношения мамы и папы. Дети делают то, что видят. Когда-то ученица моя шла с маленькой девочкой трёх лет. Мама ей говорит, что папа наш дурачок. Я ей потом сказала, что вырастет девочка и будет тоже самое повторять папе? Если у тебя проблемы, ребёнок не должен быть между вами. Умные родители даже разводятся и остаются друзьями детям.



Валентина ВАСИЛЬЕВА.


Наталья Каленская и её дочки. Семейный детский дом Каленских в Симферополе - это особый мир, в котором детям всегда рады. Здесь уже много лет растут и воспитываются мальчишки и девчонки. Попадают сюда они с психологическими травмами, часто запуганные и настороженные. Но в семье Каленских отогреваются, добреют, становятся просто детьми. И во многом эта заслуга их мамы, Натальи Яковлевны Каленской. С ней мы встретились, чтобы узнать, каково это, воспитывать 22 (!) приёмных ребёнка. «Позвоночные» дети - Татьяна Яковлевна, добрый день. На данный момент у вас 11 приёмных детей, всего их было 22. Расскажите, пожалуйста, как вы решились на такой шаг? Почему взяли первого, второго, третьего ребёнка? - У моего мужа есть родная сестра. Она когда-то, когда произошло землетрясение в Армении в Спитаке, в 88-ом году, пошла в фонд, сказала, что готова взять армянских детей. На что ей ответили, что армянские семьи всех разобрали. Но в России, в разных её регионах, своих брошеных хватает. И тогда сестра открыла один из первых в СССР семейных детских домов. А мы уже, глядя на такой пример, тоже попробовали. - Наверное, было страшно? - Когда мы брали, страшно уже не было. Я посмотрела, как это делает сестра, я была готова ко всему. Но, честно говоря, каждый новый ребёнок - это страшно. Не знаешь, что он принесёт. Только наладил быт, отношения, новые дети полностью всё меняют. - Как принимаются решения взять ещё одного члена семьи? - У меня половина детей «позвоночных». Это когда звонит служба по делам детей и говорит: а у нас для тебя новогодний подарок. Я спрашиваю, а как его зовут? Вот так и берём. - Бывали случаи, когда отказывались? - Да, конечно. Например, я прихожу к детям и говорю, нам предлагают девочку пятнадцати лет. Мне мои старшие отвечают - мы не хотим взрослую девочку, у нас сейчас хорошие отношения, маленьких бери, больших не бери. Я звоню и говорю - дети не хотят. А по законодательству каждый со мной проживающий, умеющий писать, должен подготовить согласие. В нём он указывает, что не против нового ребёнка. Вот, к примеру, мы взяли троих сестёр. Я могла бы через месяц взять ещё ребёнка, но эти ещё не адаптировались. Им сложно, так как старая семья была очень негативной. И брать ещё мальчика или девочку нет смысла. Иначе не будет стабильности, а это для нашей семьи очень важно. - Не приходилось ли вам возвращать детей, к примеру, появлялись родственники и говорили, что готовы взять ребёнка? - Был один такой случай, когда девочку забрала мама. Я знала, на что я иду. Мама с бабушкой в конфликте: мама молодая, в 17 лет родила, сама воспитывает, не замужем. А бабушка с дочкой всё время ругаются. Мама свою маленькую девочку отлупила ремнём (от которого остаются следы) за то, что та украла приличную сумму. Бабушка берёт девочку с побоями, ведёт в полицию, пишет заявление, что прошу забрать, так как мать издевается над ребёнком. А это уже Россия, законодательство жёсткое. В итоге мне звонят из службы, говорят, иди быстрее забирай её из детского сада. А девочка маму очень любит. Да, её отлупили, но ребёнок понимает, что за дело. Хорошо, что мама оказалась хорошей женщиной. Она устроилась на работу, наняла адвоката, я на суде не препятствовала. Я с мамой поговорила, она мне понравилась, просто молодая неопытная девочка. Мы часто встречались, просто беседовали. Дочку её я вернула и сделала правильно. Проще всего сказать, что у тебя плохая мама, но зачем? Сейчас у этой семьи всё хорошо, хороший урок был и для мамы, и для девочки. Детей нет - Скажите, пожалуйста, а что касается в целом приёмных семей, за последние два с половиной года что-то изменилось? Ведь мы перешли из украинского правового поля в российское. - На Украине был закон об опеке, в который мы, мамочки из Крыма, внесли 23 изменения. Мы смогли изменить его в пользу детей-сирот Украины. Когда мы переходили в российское законодательное поле, нам разрешили написать закон об опеке, учитывая всё лучшее, что было в украинском законодательстве, и всё, что есть на данный момент в российском. Наш закон об опеке достаточно хорош. Он принят в августе 2014 года, потому что писали его те, кто работает по нему. - И какая сейчас схема приёма ребёнка в семью? Какие есть варианты? - По закону - приоритет за усыновлением. Естественно, если вы обращаетесь в службу по делам детей, то вы должны сразу определиться, что вас интересует: усыновление или опека. По закону опека бывает родственная и неродственная. Родственная - детей берут бабушки, дедушки, братья, сёстры. Это считается приоритетным для ребёнка, это очень хорошо, когда после какой-то трагедии мальчик или девочка остаётся со своими кровными родственниками. Если это не родственники, то независимо от формы устройства, опека или усыновление, каждый приёмный родитель должен выполнить ряд требований. Создаётся замещающая семья, поэтому нужно пройти полный медосмотр, собрать полный пакет документов и обучиться в школе приёмных родителей. Это обязательное условие, причём на Украине такой школы не было, а в России она есть. Это огромный плюс. Такая школа даёт полную информацию о возможных проблемах, об особенностях детей, перенёсших потерю, о том, как выстраивать взаимоотношения. Это огромная помощь родителям. Более того, процентов десять взрослых после школы отказываются от идеи взять ребёнка. Я считаю, что это прекрасно. Это не обман и не предательство. Просто человек правильно себя оценивает. - В чём отличие приёмной семьи от усыновления? - Согласно законодательству усыновление - это приём ребёнка на правах родного с правами наследства и т. п. Он не имеет никаких льгот от государства, выплат. Если ребёнку нет трёх лет, можно получить декретный отпуск, как положено. И ребёнок становится равным членом семьи. Это самое лучшее, я считаю. На сегодняшний день в Крыму нет детей, которые попадают в приёмные семьи или под опеку, если это не родственная опека. Девочек нет до 9 лет, а мальчиков - до 7 лет. Всех здоровых деток усыновляют. Исключение - только сиблинги, то есть семейная группа, братья и сёстры. Их нельзя разделять по закону, они должны жить вместе. А усыновлять 2-3-5 детей одновременно не каждый в состоянии финансово, поэтому они есть в базе данных. Любопытно, что в России есть регионы, где нет ни детей, ни приёмных семей. Например, Северный Кавказ. У них понятия «приёмный ребёнок» нет. Если ребёнок остаётся без родителей, то большая дружная семья его забирает к себе. Трудности воспитания - С какими сложностями могут столкнуться приёмные родители? - Дети - это большие манипуляторы, они хорошие психологи. Наши дети, получив стресс, имеют более богатый жизненный опыт, чем малыши, выхоленные в родительских объятиях. Особенно, если в семье есть чрезмерно заботливые бабушки и дедушки, в них тогда дети абсолютно не приспособлены к жизни. Наши дети даже болеют меньше. Они закалённые, у них очень сильный инстинкт самосохранения. Но при этом дети достаточно тяжёлые. «Я делаю то, что делал в доме отца своего», - эта фраза из Библии иллюстрирует основные проблемы. Они продуцируют старые знания, которые получали в той семье, на новую семью. Психологи говорят: сколько лет ребёнок жил с травмой, столько лет нужно на восстановление. Берёшь трёхлетнего - в лучшем случае к шести годам он привыкнет. Надо просто ребёнка адаптировать, подменять опыт. Это самый лучший способ педагогики. Тогда ребёнок для себя сделает выбор. Но не все дети вырастают и живут, как приёмные родители, есть определённый процент, который всё равно тянется к плохому. Есть дети, которые терпят, живут, а всё равно смотрят туда, в ту жизнь. Думают о той маме. - Что в этом случае нужно делать? - Со многими детьми можно договориться. И делать это нужно по любому вопросу. Всегда объяснять последствия, напоминать, что у тебя есть право выбора. Они, когда это понимают, начинают по-другому думать. А наши дети столько видели горя и лжи, что с ними нельзя иначе. Только честно и открыто. При этом врут все. Мне как бы можно, а вам ни-ни. Есть дети, которые врут всегда. Спрашиваешь - зачем тебе это? А он не знает, по инерции так делает. Я пытаюсь объяснить всегда: если ты сказал правду, я не наказываю. Но если соврал, наказание будет всё равно. Не знаю, какое, но будет. И они уже знают это, понимают. - А что самое сложное в процессе воспитания такого количества приёмных детей? - У меня есть мечта - выспаться. Но это не самое сложное. А самое сложное - это дети, которые старше 18 лет, они уже взрослые. Это большая проблема. Когда по возрасту взрослый, а головой и социально ему бы ещё года три побыть ребёнком. У всех детей, перенёсших травму, задержка психопедагогического развития. Причём это есть даже в обычных семьях. Когда папа и мама работают с утра до вечера, а детям не уделяют достаточно внимания. С этим нужно работать всем родителям без исключения. Тогда происходят чудеса. К примеру, мы взяли девочку двенадцатилетнюю из семьи алкоголиков. Она никому не верила. Но! В итоге закончила магистратуру, стала психологом. Это она мне сказала, что в психологи идут те, у кого свои внутренние проблемы. Выросла замечательная жена, прекрасная дочь, которая звонит мне через день, мы очень хорошо всегда общаемся. - Татьяна Яковлевна, в заключение беседы расскажите, что нужно, чтобы воспитать хорошего человека из запуганного и травмированного ребёнка? - Любовь - обязательно, терпение - обязательно, и, конечно, разговоры. Разговаривать нужно, проговаривать всё: и хорошее, и плохое. У меня не всегда получается, но ребёнка нужно всегда хвалить за всё хорошее, что он сделал. И игнорировать то плохое, что он совершил. Не ругать. Когда похвалишь за совсем чуть-чуть - он так радуется. Читала как-то интересную историю из другой страны. Приёмная мама брала только подростков. Она завела тетрадку. Все дети знали - тетрадка лежит на тумбочке возле телефона. И она сказала, что будет регулярно писать в этой тетрадке всё хорошее. У неё был очень трудный мальчик. У всех было много хорошего написано, а у него одна запись, потом вторая появилась. Она писала любое, например, помыл свои туфли. И когда он увидел,


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»