«Волкодав» на службе Родине - «История» » Новости Крыма

✔ «Волкодав» на службе Родине - «История»




Павел Судоплатов. Фото из открытого источника.


Он почти наш земляк, родившийся в 1907-м в Таврической губернии, правда, в Мелитополе. Его деятельность до сих пор во многом под грифом «секретно», негласно называли «Волкодавом Сталина», ведь ликвидировал врагов страны, в том числе Евгения Коновальца (лично), Льва Троцкого, Романа Шухевича (разрабатывал план); разведчик, диверсант. В Великую Отечественную - начальник 4-го управления спецслужб, руководил деятельностью специального партизанского отряда на Западной Украине и отдела, обрабатывающего данные о разработке в США ядерного оружия. Честно служил Родине… А потом, после Победы, при новой власти, стал неугодным, лишён звания генерал-лейтенанта и всех наград, приговорён к 15 годам заключения; пять лет в спецлечебнице и 10 - во Владимирском централе, тюрьме для особо опасных. Лишь в 1992-м смог добиться Павел Судоплатов полной реабилитации. В 1998-м восстановлен в звании, награды вернули: три ордена Красного Знамени, два - Красной Звезды, ордена Ленина, Суворова, Отечественной войны, медали за Москву и Кавказ, за Победы над Германией и Японией…


Начало пути


По отцу, Анатолию, будущий разведчик, рождённый в 1907-м, - украинец, по маме, увы, её имя неизвестно, - русский, а по жизни с 11 лет выбрал службу советскому государству. Многодетная семья, пятеро ребят, «крестили меня в русской православной церкви на день Петра и Павла». Отец парня брался за любую работу, чтобы прокормить семью и заплатить за аренду жилья, ушёл из жизни в 1917-м, «заботы о семье легли на плечи матери и старшей сестры». Время было трудное, революция подкатывала к Мелитополю вместе с голодной зимой, а мальчику попалась брошюра Николая Бухарина «Азбука революции» («Азбука коммунизма»)… И «всей душой поверил, что общественная собственность будет означать построение справедливого общества, где все будут равны, а страной будут управлять представители крестьянства и рабочего класса в интересах простых людей», сбежал из дома, став сыном красноармейского полка. Полк вскоре разгромили белогвардейцы, но Павлу удалось выжить, как выжил и в тифозном лазарете. Сражался уже под Киевом, в 44-й стрелковой дивизии Красной Армии, грамотного мальца определили в роту связи, но и в боях довелось участвовать, из плена, приговорённым к расстрелу, бежать. Как вспоминал, «жестоко сражались в основном не с белогвардейцами, а с войсками украинских националистов, предводительствуемыми Симоном Петлюрой и Евгением Коновальцем». Это была первая «встреча» юного Павла с ними, конечно, лично знакомиться не пришлось, что и помогло потом в 1938-м в операции по устранению в Голландии Евгения Коновальца (Симон Петлюра убит в 1926-м во Франции еврейским поэтом Самуилом Шварцбурдом, мстившим за еврейские погромы на Украине). С украинскими националистами Павел Судоплатов сражался почти всю жизнь, и до Великой Отечественной, и в ней, и пос­ле. Служба в ВЧК - КГБ началась в 14 лет, в 1921-м, когда многие сотрудники Особого отдела дивизии погибли, попав в засаду украинских националистов.


Павел работал в поредевшем отделе шифровальщиков, «печатал документы с грифом «секретно», посылавшиеся командованию, и расшифровывал телеграммы главы ВЧК Феликса Дзержинского из Москвы». Потом служба в Житомире, «встречи» со старыми знакомыми, Павел был сотрудником Особого отдела «на подхвате», руководители местного ЧК пытались вести «неформальные переговоры с националистами». «Война с украинскими националистами продолжалась почти два года и закончилась компромиссом - их главари приняли амнистию, которую дало правительство Советской Украины. Произошло это, лишь после того как кавалерийский отряд в две тысячи сабель, посланный Коновальцем в Житомир, был окружён частями Красной Армии и сдался. Банда Коновальца потерпела сокрушительное поражение, - вспоминал чекист. - В этих боях погиб мой старший брат Николай, служивший в погранвойсках на польской границе». Так что борьба стала для Павла Судоплатова и очень личным делом, брат, потом друг разведчик Андрей Майлов, «целые деревни, уничтоженные украинскими националистами и бандформированиями». Служба в Мелитополе и в Харькове, что тогда был столицей Украинской ССР, там любовь встретил, настоящую боевую подругу - Эмму Каганову (она тоже стала разведчицей, связной), два сына - Андрей и Анатолий, род продолжается.


Оперативная работа на территории Украинской ССР, официальная - с 10 до 18 часов, но в реальности вечером, почти до полуночи были встречи с осведомителями, потом компоновка полученных данных, доклады руководству - ненормированная служба Родине. Довелось и с детьми поработать - в Прилуках, комиссаром в спецколонии для беспризорников. С 1933-го оказался в Москве, старший инспектор ОГПУ, куратор Иностранного отдела разведки. Потом ему, украинцу, предложили стать сотрудником-нелегалом за рубежом, разведчиком в Германии (немецкий выучил меньше чем за год, основы рукопашного боя и стрельбу из разного оружия освоил). Задача: осуществлять наблюдение за украинскими эмигрантами, среди них был и осевший в Германии, сдружившийся с Адольфом Гитлером Евгений Коновалец, которого предполагалось нейтрализовать. Границу Судоплатов переходил нелегально, советско-финскую, и в болоте чуть не утонул, и голодать пришлось (тогда-то и сдружился с нашими разведчиками Борисом Рыбкиным и Зоей Воскресенской, что подкармливали порой), и на грани провала был, но… Выполнил задание, сумев войти в доверие, стать личным представителем Коновальца, а потом передал ему, сладкоежке, в подарок коробку конфет с взрывным механизмом. А на случай, если что-то не так, был у Судоплатова пистолет с одной пулей - для себя.


«Личный враг»


Затем новые задания, по личному поручению Иосифа Сталина вместе с разведчиком-ликвидатором Наумом Эйтингоном разрабатывал Павел Судоплатов, уже замначальника разведки НКВД, план ликвидации опального революционера Льва Троцкого - воплотил в 1940-м Рамон Меркадер. После начала войны при Наркомате внутренних дел появилась особая группа, Павел Анатольевич формировал её из разведчиков-диверсантов, которым предстояло работать в тылу врага; потом 4-е управление НКВД СССР и создание отдельной мотострелковой бригады особого назначения, разделённой позже на две тысячи групп, успешно ликвидировавших более 150 тысяч фашистов, в том числе и высокопоставленных, уничтоживших почти тысячу километров кабеля связи противника и полторы тысячи вражеских эшелонов… И секретная агентура на оккупированной территории, и радиоигры по дезинформации фашистов, и «взятие» фашистского диверсанта, который должен был убить Иосифа Сталина, и «ядерная разведка» по американскому атомному проекту, и вновь встреча с националистами - разработка плана устранения их нового лидера Романа Шухевича, «Волка». Удалось - тогда-то и стали называть его «Волкодавом Сталина», и личный враг появился, первый секретарь ЦК Компартии Украинской ССР Никита Хрущёв, который до того безрезультатно занимался розыском националиста - о «не тех методах» Павел Судоплатов доложил в Кремль, первого секретаря отправили в отставку.


Март 1953-го, Иосифа Виссарионовича не стало, в июне арестовали главу НКВД Лаврентия Берию, многих сотрудников госбезопасности, в августе и Павла Судоплатова - за «участие в антикоммунис­тическом заговоре» - руководителем страны стал Никита Хрущёв, не забывавший ничего. Вступиться за друга, разведчика пыталась Зоя Воскресенская, но её отправили в Воркуту. Как и Лаврентию Павловичу, и другим уже была готова пуля для Павла Анатольевича, но он решил бороться. «Если кого-нибудь из вас схватят, начинайте в тюрьме голодовку. Сперва ешьте с каждым разом всё меньше и меньше, готовясь к полному отказу от пищи. В конце концов они начнут искусственное кормление, и период следствия растянется на неопределённо долгое время, а страсти поостынут. Это то, что вам будет нужно», - так учил подчинённых, так действовал и сам. В состоянии крайнего истощения доставили в больницу, симулировал помешательство, словно в прострацию впал, на допросы и болезненные манипуляции не реагировал - пять лет на больничной койке, а любимая Эмма умудрялась с помощью медсестры передавать весточки о событиях в стране. В 1958-м «восстановился», надеясь, что уже не расстреляют и можно доказать невиновность, но суд, без права защиты: 15 лет приговора, Владимирский централ. Выжил и там, болел, стал инвалидом, но не забывал думать о Родине, даже посылал «личному врагу» план по созданию спецназа КГБ. В 1968-м срок окончился, но в разведку Павел Судоплатов уже не вернулся, писал книги, вместе с любимой боролся за реабилитацию, Эмма Карловна не узнала о ней, ушла в 1988-м, а он - дождался, и ещё четыре года прожил, вновь признанный страной, во имя которой служил. Помним!


Павел Судоплатов. Фото из открытого источника. Он почти наш земляк, родившийся в 1907-м в Таврической губернии, правда, в Мелитополе. Его деятельность до сих пор во многом под грифом «секретно», негласно называли «Волкодавом Сталина», ведь ликвидировал врагов страны, в том числе Евгения Коновальца (лично), Льва Троцкого, Романа Шухевича (разрабатывал план); разведчик, диверсант. В Великую Отечественную - начальник 4-го управления спецслужб, руководил деятельностью специального партизанского отряда на Западной Украине и отдела, обрабатывающего данные о разработке в США ядерного оружия. Честно служил Родине… А потом, после Победы, при новой власти, стал неугодным, лишён звания генерал-лейтенанта и всех наград, приговорён к 15 годам заключения; пять лет в спецлечебнице и 10 - во Владимирском централе, тюрьме для особо опасных. Лишь в 1992-м смог добиться Павел Судоплатов полной реабилитации. В 1998-м восстановлен в звании, награды вернули: три ордена Красного Знамени, два - Красной Звезды, ордена Ленина, Суворова, Отечественной войны, медали за Москву и Кавказ, за Победы над Германией и Японией… Начало пути По отцу, Анатолию, будущий разведчик, рождённый в 1907-м, - украинец, по маме, увы, её имя неизвестно, - русский, а по жизни с 11 лет выбрал службу советскому государству. Многодетная семья, пятеро ребят, «крестили меня в русской православной церкви на день Петра и Павла». Отец парня брался за любую работу, чтобы прокормить семью и заплатить за аренду жилья, ушёл из жизни в 1917-м, «заботы о семье легли на плечи матери и старшей сестры». Время было трудное, революция подкатывала к Мелитополю вместе с голодной зимой, а мальчику попалась брошюра Николая Бухарина «Азбука революции» («Азбука коммунизма»)… И «всей душой поверил, что общественная собственность будет означать построение справедливого общества, где все будут равны, а страной будут управлять представители крестьянства и рабочего класса в интересах простых людей», сбежал из дома, став сыном красноармейского полка. Полк вскоре разгромили белогвардейцы, но Павлу удалось выжить, как выжил и в тифозном лазарете. Сражался уже под Киевом, в 44-й стрелковой дивизии Красной Армии, грамотного мальца определили в роту связи, но и в боях довелось участвовать, из плена, приговорённым к расстрелу, бежать. Как вспоминал, «жестоко сражались в основном не с белогвардейцами, а с войсками украинских националистов, предводительствуемыми Симоном Петлюрой и Евгением Коновальцем». Это была первая «встреча» юного Павла с ними, конечно, лично знакомиться не пришлось, что и помогло потом в 1938-м в операции по устранению в Голландии Евгения Коновальца (Симон Петлюра убит в 1926-м во Франции еврейским поэтом Самуилом Шварцбурдом, мстившим за еврейские погромы на Украине). С украинскими националистами Павел Судоплатов сражался почти всю жизнь, и до Великой Отечественной, и в ней, и пос­ле. Служба в ВЧК - КГБ началась в 14 лет, в 1921-м, когда многие сотрудники Особого отдела дивизии погибли, попав в засаду украинских националистов. Павел работал в поредевшем отделе шифровальщиков, «печатал документы с грифом «секретно», посылавшиеся командованию, и расшифровывал телеграммы главы ВЧК Феликса Дзержинского из Москвы». Потом служба в Житомире, «встречи» со старыми знакомыми, Павел был сотрудником Особого отдела «на подхвате», руководители местного ЧК пытались вести «неформальные переговоры с националистами». «Война с украинскими националистами продолжалась почти два года и закончилась компромиссом - их главари приняли амнистию, которую дало правительство Советской Украины. Произошло это, лишь после того как кавалерийский отряд в две тысячи сабель, посланный Коновальцем в Житомир, был окружён частями Красной Армии и сдался. Банда Коновальца потерпела сокрушительное поражение, - вспоминал чекист. - В этих боях погиб мой старший брат Николай, служивший в погранвойсках на польской границе». Так что борьба стала для Павла Судоплатова и очень личным делом, брат, потом друг разведчик Андрей Майлов, «целые деревни, уничтоженные украинскими националистами и бандформированиями». Служба в Мелитополе и в Харькове, что тогда был столицей Украинской ССР, там любовь встретил, настоящую боевую подругу - Эмму Каганову (она тоже стала разведчицей, связной), два сына - Андрей и Анатолий, род продолжается. Оперативная работа на территории Украинской ССР, официальная - с 10 до 18 часов, но в реальности вечером, почти до полуночи были встречи с осведомителями, потом компоновка полученных данных, доклады руководству - ненормированная служба Родине. Довелось и с детьми поработать - в Прилуках, комиссаром в спецколонии для беспризорников. С 1933-го оказался в Москве, старший инспектор ОГПУ, куратор Иностранного отдела разведки. Потом ему, украинцу, предложили стать сотрудником-нелегалом за рубежом, разведчиком в Германии (немецкий выучил меньше чем за год, основы рукопашного боя и стрельбу из разного оружия освоил). Задача: осуществлять наблюдение за украинскими эмигрантами, среди них был и осевший в Германии, сдружившийся с Адольфом Гитлером Евгений Коновалец, которого предполагалось нейтрализовать. Границу Судоплатов переходил нелегально, советско-финскую, и в болоте чуть не утонул, и голодать пришлось (тогда-то и сдружился с нашими разведчиками Борисом Рыбкиным и Зоей Воскресенской, что подкармливали порой), и на грани провала был, но… Выполнил задание, сумев войти в доверие, стать личным представителем Коновальца, а потом передал ему, сладкоежке, в подарок коробку конфет с взрывным механизмом. А на случай, если что-то не так, был у Судоплатова пистолет с одной пулей - для себя. «Личный враг» Затем новые задания, по личному поручению Иосифа Сталина вместе с разведчиком-ликвидатором Наумом Эйтингоном разрабатывал Павел Судоплатов, уже замначальника разведки НКВД, план ликвидации опального революционера Льва Троцкого - воплотил в 1940-м Рамон Меркадер. После начала войны при Наркомате внутренних дел появилась особая группа, Павел Анатольевич формировал её из разведчиков-диверсантов, которым предстояло работать в тылу врага; потом 4-е управление НКВД СССР и создание отдельной мотострелковой бригады особого назначения, разделённой позже на две тысячи групп, успешно ликвидировавших более 150 тысяч фашистов, в том числе и высокопоставленных, уничтоживших почти тысячу километров кабеля связи противника и полторы тысячи вражеских эшелонов… И секретная агентура на оккупированной территории, и радиоигры по дезинформации фашистов, и «взятие» фашистского диверсанта, который должен был убить Иосифа Сталина, и «ядерная разведка» по американскому атомному проекту, и вновь встреча с националистами - разработка плана устранения их нового лидера Романа Шухевича, «Волка». Удалось - тогда-то и стали называть его «Волкодавом Сталина», и личный враг появился, первый секретарь ЦК Компартии Украинской ССР Никита Хрущёв, который до того безрезультатно занимался розыском националиста - о «не тех методах» Павел Судоплатов доложил в Кремль, первого секретаря отправили в отставку. Март 1953-го, Иосифа Виссарионовича не стало, в июне арестовали главу НКВД Лаврентия Берию, многих сотрудников госбезопасности, в августе и Павла Судоплатова - за «участие в антикоммунис­тическом заговоре» - руководителем страны стал Никита Хрущёв, не забывавший ничего. Вступиться за друга, разведчика пыталась Зоя Воскресенская, но её отправили в Воркуту. Как и Лаврентию Павловичу, и другим уже была готова пуля для Павла Анатольевича, но он решил бороться. «Если кого-нибудь из вас схватят, начинайте в тюрьме голодовку. Сперва ешьте с каждым разом всё меньше и меньше, готовясь к полному отказу от пищи. В конце концов они начнут искусственное кормление, и период следствия растянется на неопределённо долгое время, а страсти поостынут. Это то, что вам будет нужно», - так учил подчинённых, так действовал и сам. В состоянии крайнего истощения доставили в больницу, симулировал помешательство, словно в прострацию впал, на допросы и болезненные манипуляции не реагировал - пять лет на больничной койке, а любимая Эмма умудрялась с помощью медсестры передавать весточки о событиях в стране. В 1958-м «восстановился», надеясь, что уже не расстреляют и можно доказать невиновность, но суд, без права защиты: 15 лет приговора, Владимирский централ. Выжил и там, болел, стал инвалидом, но не забывал думать о Родине, даже посылал «личному врагу» план по созданию спецназа КГБ. В 1968-м срок окончился, но в разведку Павел Судоплатов уже не вернулся, писал книги, вместе с любимой боролся за реабилитацию, Эмма Карловна не узнала о ней, ушла в 1988-м, а он - дождался, и ещё четыре года прожил, вновь признанный страной, во имя которой служил. Помним!


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»