Братья, герои войны - «История» » Новости Крыма

✔ Братья, герои войны - «История»




Николай, Александр, Борис, Василий и Леонид - фронтовики. Фото из семейного архива.


Город на берегу Вычегды, поселение здесь, у Соляного озера, появились более 6 веков назад, Сольвычегодск, Вологодская губерния, Архангельская область… Северный край, надёжные люди… сколько полегло за нашу страну. И в Великой Отечест­венной тоже, у кого-то и потомков не осталось, лишь строки - «погиб», «пропал без вести». Вернуть памяти страны имена земляков старается Ольга Моисеева, дитя войны, дочь и племянница фронтовиков. Один из них, дядя Коля, погиб 27 января 1944-го в десанте в Керчи.


Семья из Сольвычегодска


Ольга Борисовна родилась в Сольвычегодске, живёт в Подмосковье. Пять мужчин их рода ушли на фронт, трое не вернулись, двое после Победы немного успели порадоваться миру - сказались фронтовые раны. Но Оля запомнила, с какой болью в глазах взрослые встречали 22 июня, и как грустно - 9 мая. Ей повезло жить в окружении фронтовиков, знакомых, соседей, на работе быть коллегой ещё молодых победителей, многим в 1945-м едва 20-25 исполнилось. Не рассказывали о войне - слишком тяжело. Теперь они в вечности, с боевыми товарищами, небесные хранители Отечества. Ольга Борисовна долгом считает восстанавливать забытые страницы нашей истории. Одна из них о десанте 393-го Новороссийского и 369-го отдельных батальонов морской пехоты, разведчиком там служил её дядя, так и не успевший семью свою обрести. Родительская была добрая и трудолюбивая, жили трудно, но дружно и честно - «замечательные люди».


- Бабушка, Александра Степановна, одна четверых вырастила, дочку Клавдию, 1909 года рождения, и сыновей, Николая, 1914 года, Александ­ра, что младше на два года, и папу моего, Бориса, 1920-го. Старшие родились с первым мужем Василием, ушёл он рано от тяжёлой работы, потом за Даниила вышла, не сложилось, только младший, Боря, порадовал рождением. Бабушка кухаркой была у богатого купца, а при советской власти в пекарне трудилась. Строгая, но добрая, справедливая и сильная труженица. Неграмотная, помню, когда пенсию приносили, копировала роспись со спичечного коробка, а всё сделала, чтобы дети образование получили. Да и внуков, двоюродного брата моего Володю, сына тёти Клавы; меня, двойняшек Колю и Тоню, вырастила, просила, чтоб учились хорошо. Коля художником-любителем стал замечательным, Николай Борисович Бызов, родной край писал, Чукотку, где работал в совхозе, а Тоня, Антонина Борисовна Бызова, - заслуженный врач России, в Сольвычегодской районной больнице главным врачом служила. Их, увы, нет уже, ни Коли, ни Тони… Когда родились в победном 1945-м мои брат и сестра, папа, Борис Данилович, и мама, Марина Александровна, учительница, отличник народного образования, назвали двойняшек в честь дяди Коли и его невесты Тони, красивой пары… Война помешала им быть вместе.


В судьбе семьи не первая война, братья родились, когда не утихла Первая мировая, позже разыгралась Гражданская… Александра Степановна делала всё, чтобы дети выжили, как можно меньше бед познали, и они отвечали добром и вниманием, помогали, местную семилетку окончили. Николай и Александр окончили Архангельскую мореходку, работали в городе. Николай был машинистом на пароходе, а потом его, очень талантливого - литератор, музыкант (на гитаре играл), художник (племянник с именем и талант унаследовал), взяли в штат на пароход Культбаза, что курсировал по Волге и Мариинской системе каналов, соединявшей её с Балтикой; на курсы в Ленинград отправили. На военную службу Николая призвали в 1936-м, через год - Александра, на Ладоге служил срочную.


От финской…


Война с белофиннами - сражались. И младший Борис тоже - добровольцем, в 19 лет. Окончил Ухтинский горный техникум, направлен в Ачинское военное училище. Но как же, если братья воюют, если Родину защищать, несколько раз рапорты подавал - на фронт. Тогда братьям повезло - вернулись с войны. А муж сестры, Василий Павлович Бахтин, погиб в январе 1940-го в Северном Приладожье, в Питкяранте. Сынишка Володя без папы остался. Вернувшийся Николай старался порадовать единственного племянника, учил малыша мужским примером. Николай работал культорганизатором на Сольвычегодском курорте, санаторий там с 1923-го. Братья, продолжали службу, Александр - на Северном флоте, Борис в Ораниенбауме, там застала Великая Отечественная. Да ещё двоюродного Лёню, 19-летнего Леонида Осиповича Фадеева. Он в мае 1941-го призван на Западную границу, в Брест, с дороги прислал единственное письмо, довоенное, почти два месяца шла весточка на Север. И числится пограничник, погибший в первый месяц войны, «без вести пропавшим» - маме Марии Степановне в извещении написали.


Младшие братья воевали, старший Николай добился мобилизации осенью 1941-го. Борис сражался за Ленинград, миномётчик на Ораниенбаумском плацдарме. Отчасти, наверное, «повезло» - из-за проблем с лёгкими, комиссовали, отправив домой. Повезло семье, что мужчина вернулся, ведь мама да сестра с малым сынишкой оставались; повезло любимой Марине, детям - родиться смогли. Но как же трудно было самому 21-летнему парню в тылу «отсиживаться», когда одногодки, друзья, одноклассники, братья сражались. Как мог, старался земляков поддерживать, работал для фронта. А братья с десантами судьбы связали, на разных морях. Александр разведчиков перевозил, Николай сам был разведчиком. У старшего наград нет, хотя бои серьёзные - оборона Краснодарского края и Кавказа, десант в Новороссийск, освобождение Тамани, Керченско-Эльтигенский десант, дважды высаживаться пришлось в разных операциях. У среднего брата - медаль «За оборону Советского Заполярья» и орден Красной Звезды, должен быть и не один. «Товарищ Бызов начал войну боцманом бота «Север» разведотдела Северного флота. В течение 1941 года неоднократно участвовал в высадке разведпартий на берег противника в Западной Лице и Титовке. Ничто не могло остановить мужество Бызова при выполнении боевых операций. В декабре 1942 года при высадке десанта в районе Титовки бот был обстрелян береговыми батареями противника. Несмотря на это, бот подошёл к берегу и высадил десантников, давших много ценных сведений. Командующий Северным флотом вынес товарищу Бызову благодарность»…


- А газета «Северный краснофлотец», - рассказывает Ольга Моисеева, - писала о дяде, что забирал разведчиков со скалистых берегов Баренцева моря. «Ночь была штормовая, бот не мог подойти к берегу. Бойцов надо было забирать на шлюпках. На боте две шлюпки. Если посадить в шлюпки гребцов, не хватило бы места для разведчиков. Вызвался боцман Бызов один пойти на шлюпке, взяв вторую на буксир. Три раза прибивало шлюпку к боту и три раза Бызов начинал свой путь сызнова. Против ветра и крутой волны. И всё-таки дошёл, снял разведчиков с берега. Руки стёр в кровь, содрав с них кожу, но задание выполнил». А после войны рассказывал сестре, смеясь и ничуть не сожалея, что за этот подвиг должны были наградить, но один из офицеров вычеркнул фамилию - дядя, стоя на вахте, не пропустил его, подвыпившего, на базу без пароля. Дядя Саша был лёгким в общении, добрым, смешливым, но, как и все Бызовы, «упёртым», если дело требовало. С мая 1944-го служил главным боцманом, руководитель палубной команды, большой охотник за подводными лодками, БО «Машинист», в охране водного района Полярного, главной базы Северного флота, участ­вовал во многих операциях, зимой особенно туго: «леера (тросы) обледеневшие, волна крутая, иногда бот так накрывало, что смывало с палубы. Приходилось привязываться - надо работать». После войны дядя Саша окончил Таллинское мореходное училище, ходил первым помощником капитана на торговых судах. Его не стало летом 1953-го. Сынишке Алику, что родился у них с любимой Лидией, было полгода.


За пять лет до брата, в 1948-м, ушёл из жизни Борис, трое ребятишек осталось. А Николай, с войны не вернулся. Солдатской мамы Александры Степановны в 1960-м не стало, всё горевала, что сынов пережила, да к старшему Николке так и не съездила, поклониться земле, что приняла его, горсть северной привезти на могилу. Похоронку на парня только в сентябре 1944-го принесли в Сольвычегодск, но материнское сердце чувствовало, как зимой письмо получили, последним оказавшееся, а потом и от друга весточка грустная пришла, что погиб старший сержант Николай Бызов в бою за Керчь, похоронили его товарищи. В похоронке место гибели не указано, только дата, 27 января 1944-го, и «погиб в бою за Социалистическую Родину». Он воевал в составе морской пехоты Черноморского флота, разведчик 393-го отдельного Новороссийского батальона морпехов. 1089 героев из двух батальонов в десанте на Керчь участвовали в январе 1944-го - мы расскажем о нём. Официально 327 раненых и 248 погибших - на мысе Защитном похоронили, после перезахоронили в братскую могилу на воинском кладбище города. Это уже племянница Ольга выяснила, вначале воспоминания о десантах читала, потом военные архивы стали доступны, узнала не только о дяде и земляках, вообще о павших тогда, в Крым данные отправила, чтобы увековечили имена краснофлотцев… Они наши герои, освободители. Помним!


Николай, Александр, Борис, Василий и Леонид - фронтовики. Фото из семейного архива. Город на берегу Вычегды, поселение здесь, у Соляного озера, появились более 6 веков назад, Сольвычегодск, Вологодская губерния, Архангельская область… Северный край, надёжные люди… сколько полегло за нашу страну. И в Великой Отечест­венной тоже, у кого-то и потомков не осталось, лишь строки - «погиб», «пропал без вести». Вернуть памяти страны имена земляков старается Ольга Моисеева, дитя войны, дочь и племянница фронтовиков. Один из них, дядя Коля, погиб 27 января 1944-го в десанте в Керчи. Семья из Сольвычегодска Ольга Борисовна родилась в Сольвычегодске, живёт в Подмосковье. Пять мужчин их рода ушли на фронт, трое не вернулись, двое после Победы немного успели порадоваться миру - сказались фронтовые раны. Но Оля запомнила, с какой болью в глазах взрослые встречали 22 июня, и как грустно - 9 мая. Ей повезло жить в окружении фронтовиков, знакомых, соседей, на работе быть коллегой ещё молодых победителей, многим в 1945-м едва 20-25 исполнилось. Не рассказывали о войне - слишком тяжело. Теперь они в вечности, с боевыми товарищами, небесные хранители Отечества. Ольга Борисовна долгом считает восстанавливать забытые страницы нашей истории. Одна из них о десанте 393-го Новороссийского и 369-го отдельных батальонов морской пехоты, разведчиком там служил её дядя, так и не успевший семью свою обрести. Родительская была добрая и трудолюбивая, жили трудно, но дружно и честно - «замечательные люди». - Бабушка, Александра Степановна, одна четверых вырастила, дочку Клавдию, 1909 года рождения, и сыновей, Николая, 1914 года, Александ­ра, что младше на два года, и папу моего, Бориса, 1920-го. Старшие родились с первым мужем Василием, ушёл он рано от тяжёлой работы, потом за Даниила вышла, не сложилось, только младший, Боря, порадовал рождением. Бабушка кухаркой была у богатого купца, а при советской власти в пекарне трудилась. Строгая, но добрая, справедливая и сильная труженица. Неграмотная, помню, когда пенсию приносили, копировала роспись со спичечного коробка, а всё сделала, чтобы дети образование получили. Да и внуков, двоюродного брата моего Володю, сына тёти Клавы; меня, двойняшек Колю и Тоню, вырастила, просила, чтоб учились хорошо. Коля художником-любителем стал замечательным, Николай Борисович Бызов, родной край писал, Чукотку, где работал в совхозе, а Тоня, Антонина Борисовна Бызова, - заслуженный врач России, в Сольвычегодской районной больнице главным врачом служила. Их, увы, нет уже, ни Коли, ни Тони… Когда родились в победном 1945-м мои брат и сестра, папа, Борис Данилович, и мама, Марина Александровна, учительница, отличник народного образования, назвали двойняшек в честь дяди Коли и его невесты Тони, красивой пары… Война помешала им быть вместе. В судьбе семьи не первая война, братья родились, когда не утихла Первая мировая, позже разыгралась Гражданская… Александра Степановна делала всё, чтобы дети выжили, как можно меньше бед познали, и они отвечали добром и вниманием, помогали, местную семилетку окончили. Николай и Александр окончили Архангельскую мореходку, работали в городе. Николай был машинистом на пароходе, а потом его, очень талантливого - литератор, музыкант (на гитаре играл), художник (племянник с именем и талант унаследовал), взяли в штат на пароход Культбаза, что курсировал по Волге и Мариинской системе каналов, соединявшей её с Балтикой; на курсы в Ленинград отправили. На военную службу Николая призвали в 1936-м, через год - Александра, на Ладоге служил срочную. От финской… Война с белофиннами - сражались. И младший Борис тоже - добровольцем, в 19 лет. Окончил Ухтинский горный техникум, направлен в Ачинское военное училище. Но как же, если братья воюют, если Родину защищать, несколько раз рапорты подавал - на фронт. Тогда братьям повезло - вернулись с войны. А муж сестры, Василий Павлович Бахтин, погиб в январе 1940-го в Северном Приладожье, в Питкяранте. Сынишка Володя без папы остался. Вернувшийся Николай старался порадовать единственного племянника, учил малыша мужским примером. Николай работал культорганизатором на Сольвычегодском курорте, санаторий там с 1923-го. Братья, продолжали службу, Александр - на Северном флоте, Борис в Ораниенбауме, там застала Великая Отечественная. Да ещё двоюродного Лёню, 19-летнего Леонида Осиповича Фадеева. Он в мае 1941-го призван на Западную границу, в Брест, с дороги прислал единственное письмо, довоенное, почти два месяца шла весточка на Север. И числится пограничник, погибший в первый месяц войны, «без вести пропавшим» - маме Марии Степановне в извещении написали. Младшие братья воевали, старший Николай добился мобилизации осенью 1941-го. Борис сражался за Ленинград, миномётчик на Ораниенбаумском плацдарме. Отчасти, наверное, «повезло» - из-за проблем с лёгкими, комиссовали, отправив домой. Повезло семье, что мужчина вернулся, ведь мама да сестра с малым сынишкой оставались; повезло любимой Марине, детям - родиться смогли. Но как же трудно было самому 21-летнему парню в тылу «отсиживаться», когда одногодки, друзья, одноклассники, братья сражались. Как мог, старался земляков поддерживать, работал для фронта. А братья с десантами судьбы связали, на разных морях. Александр разведчиков перевозил, Николай сам был разведчиком. У старшего наград нет, хотя бои серьёзные - оборона Краснодарского края и Кавказа, десант в Новороссийск, освобождение Тамани, Керченско-Эльтигенский десант, дважды высаживаться пришлось в разных операциях. У среднего брата - медаль «За оборону Советского Заполярья» и орден Красной Звезды, должен быть и не один. «Товарищ Бызов начал войну боцманом бота «Север» разведотдела Северного флота. В течение 1941 года неоднократно участвовал в высадке разведпартий на берег противника в Западной Лице и Титовке. Ничто не могло остановить мужество Бызова при выполнении боевых операций. В декабре 1942 года при высадке десанта в районе Титовки бот был обстрелян береговыми батареями противника. Несмотря на это, бот подошёл к берегу и высадил десантников, давших много ценных сведений. Командующий Северным флотом вынес товарищу Бызову благодарность»… - А газета «Северный краснофлотец», - рассказывает Ольга Моисеева, - писала о дяде, что забирал разведчиков со скалистых берегов Баренцева моря. «Ночь была штормовая, бот не мог подойти к берегу. Бойцов надо было забирать на шлюпках. На боте две шлюпки. Если посадить в шлюпки гребцов, не хватило бы места для разведчиков. Вызвался боцман Бызов один пойти на шлюпке, взяв вторую на буксир. Три раза прибивало шлюпку к боту и три раза Бызов начинал свой путь сызнова. Против ветра и крутой волны. И всё-таки дошёл, снял разведчиков с берега. Руки стёр в кровь, содрав с них кожу, но задание выполнил». А после войны рассказывал сестре, смеясь и ничуть не сожалея, что за этот подвиг должны были наградить, но один из офицеров вычеркнул фамилию - дядя, стоя на вахте, не пропустил его, подвыпившего, на базу без пароля. Дядя Саша был лёгким в общении, добрым, смешливым, но, как и все Бызовы, «упёртым», если дело требовало. С мая 1944-го служил главным боцманом, руководитель палубной команды, большой охотник за подводными лодками, БО «Машинист», в охране водного района Полярного, главной базы Северного флота, участ­вовал во многих операциях, зимой особенно туго: «леера (тросы) обледеневшие, волна крутая, иногда бот так накрывало, что смывало с палубы. Приходилось привязываться - надо работать». После войны дядя Саша окончил Таллинское мореходное училище, ходил первым помощником капитана на торговых судах. Его не стало летом 1953-го. Сынишке Алику, что родился у них с любимой Лидией, было полгода. За пять лет до брата, в 1948-м, ушёл из жизни Борис, трое ребятишек осталось. А Николай, с войны не вернулся. Солдатской мамы Александры Степановны в 1960-м не стало, всё горевала, что сынов пережила, да к старшему Николке так и не съездила, поклониться земле, что приняла его, горсть северной привезти на могилу. Похоронку на парня только в сентябре 1944-го принесли в Сольвычегодск, но материнское сердце чувствовало, как зимой письмо получили, последним оказавшееся, а потом и от друга весточка грустная пришла, что погиб старший сержант Николай Бызов в бою за Керчь, похоронили его товарищи. В похоронке место гибели не указано, только дата, 27 января 1944-го, и «погиб в бою за Социалистическую Родину». Он воевал в составе морской пехоты Черноморского флота, разведчик 393-го отдельного Новороссийского батальона морпехов. 1089 героев из двух батальонов в десанте на Керчь участвовали в январе 1944-го - мы расскажем о нём. Официально 327 раненых и 248 погибших - на мысе Защитном похоронили, после перезахоронили в братскую могилу на воинском кладбище города. Это уже племянница Ольга выяснила, вначале воспоминания о десантах читала, потом военные архивы стали доступны, узнала не только о дяде и земляках, вообще о павших тогда, в Крым данные отправила, чтобы увековечили имена краснофлотцев… Они наши герои, освободители. Помним!


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»