✔ «Молодая гвардия»: стоявшие насмерть ради жизни - «История»
Mitchell 28-фев, 00:01 193 Новости АРК82 года назад небольшой шахтёрский городок Краснодон в Ворошиловградской области (ныне Луганская Народная Республика) был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Семь месяцев фашисты топтали эту землю, угоняя людей в рабство, расстреливая советских людей, замучивая их в застенках. Семь месяцев ада, который, как казалось, не закончится никогда. Горе, слёзы, кровь, надежда на скорое освобождение, вера в силы Красной Армии…Именно эта вера, вера в силу могучей Советской страны, помогла людям выжить в тех страшных условиях.
Несмотря на все ужасы оккупации, люди не были сломлены. Были организованы подпольные группы как армейской разведкой РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), так и по линии госбезопасности. Но были ещё стихийно возникающие группы протеста. Как правило, в них главную роль играли пионеры и комсомольцы.
Речь идёт о подпольных группах, известных под общим названием «Молодая гвардия». Это название советские люди впервые широко узнали после выхода в свет одноимённой книги Александра Фадеева и кинофильма Сергея Герасимова с блистательными Инной Макаровой, Нонной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым в главных ролях. В Краснодоне свято чтят молодогвардейцев: Сергея Тюленина, Любовь Шевцову, Ульяну Громову, Олега Кошевого и многих других героев подполья. Эти имена были на слуху у советской молодёжи, не остались они в забвении и сейчас.
В истории героев молодогвардейцев есть и крымский след. Фронтовой фотокорреспондент газеты 51-й армии «Сын Отечества» Леонид Яблонский, который сотрудничал затем и с крымскими изданиями, в том числе и с «Крымской правдой», был первым, кто заснял на свой «ФЭД» прощальные надписи из тюремных камер подпольщиков-молодогвардейцев. Благодаря его снимкам надписи были воспроизведены в постоянной экспозиции музея. Их могут видеть и читать многочисленные посетители.
Первые снимки
Крымский учёный Наталья Яблоновская, доктор филологических наук, профессор Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, рассказала, что имя крымского фотокорреспондента Леонида Исааковича Яблонского стало известно в годы Великой Отечественной войны, когда весь мир облетели его фотографии «Багеровский ров» («Не забудем, не простим») и «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль), снятые в Крыму. Она отмечает весомый вклад Л. И. Яблонского в развитие отечественной (в том числе военной) фотожурналистики.
Военный фотокорреспондент Леонид Яблонский (из архива музея «Молодой гвардии»).
«Подобно любому настоящему журналисту, Л. Яблонскому было присуще чутьё на сенсацию. После освобождения Краснодона в 1943 году частями 51-й армии он первым запечатлел на фотоплёнке предсмертные надписи молодогвардейцев на стене одной из камер краснодонской полиции: на одной стене синим карандашом были написаны стихи и подпись к ним - Сопова Анна, на другой было нарисовано сердце, пронзённое стрелой, и в него вписаны четыре фамилии: Бондарева, Минаева Н., Громова, Самошина, на следующей: «Погибшие от рук фашистов 15.1.43 года в 9 часов ночи», а внизу той же рукой: «Смерть немецким оккупантам!», - отмечает учёный.
Снимки этих четырёх надписей были сделаны фотокором после освобождения города.
Вот как описывает это сам Яблонский в письме в музей Краснодона. Письмо цитируется по оригиналу впервые (орфография и пунктуация автора сохранена по всем цитатам): «Весной 1943 года, когда наша 51 армия проходила через Донбасс, журналисты газ. «Сын Отечества» В. Смирнов и я, военный фотокорреспондент, побывали в Краснодоне, где заинтересовались подвигом комсомольцев-подпольщиков. Думаю, что ещё живы те ребята, которые нас приняли на какой-то квартире и при свете коптилки весь вечер рассказывали о своих друзьях-комсомольцах Краснодона. В этот день работал Владимир Смирнов, а я приступил на следующий день утром. Побывав на месте расстрела молодогвардейцев (куда меня привели эти ребята), сфотографировал территорию у разрушенной шахты, где ещё лежали трупы ребят (негатив и отпечаток я посылаю)…».
Мастерство фотожурналиста
В письме он рассказывает, что приехал в бывшую гестаповскую тюрьму, где содержались молодогвардейцы перед расстрелом. Это было типовое одноэтажное здание. В нём содержались к тому моменту те, кто работал на оккупантов. «Я попросил конвоира вывести девиц из камеры, чтобы не мешали фотосъёмке. Пред нами была стена, на которой были слабые, еле различимые надписи. Если к этому добавить, что света в камере почти не было, можно представить, с какими трудностями я столкнулся, имея в запасе старую малочувствительную плёнку (другой вообще не было)», - свидетельствует Яблонский.
Далее - из арсенала мастерства фотожурналиста, который мог снимать в любой обстановке, в том числе и в фронтовых условиях.
«Я взял тюремный тубарет (так в оригинале) перевернул его и поставил на другой, чтобы поднять аппарат на уровень надписей. Свой «ФЭД» я привязал портупеей к одной из ножек тубарета, а свет я получил подпалив одну из неснятых плёнок», - отмечает он.
«В других камерах поснимаю завтра», - решил Л. И. Яблонский. Но утром никаких надписей не обнаружил. По-видимому, чья-то предательская рука, опасаясь возмездия, уничтожила все улики. Не исключено, что это и были те «девицы», которые находились в камере.
Но фото получились! И они стали единственными свидетельствами последних слов молодогвардейцев, дошедших до наших дней. Фотонегативы хранятся в музее Краснодона, в отдельной папке Л. И. Яблонского.
Эти фотографии были впервые опубликованы 18 апреля 1943 г. в газете «Сын Отечества» с комментарием военного журналиста Владимира Смирнова без упоминания имён авторов, вследствие чего долгое время считались безымянными. Авторство снимков было установлено лишь в 1970-е годы благодаря усилиям фронтовых коллег Л. И. Яблонского. Из публикации в «Сыне Отечества» мир впервые узнал название организации краснодонских подпольщиков - «Молодая гвардия».
Молодогвардейцы - герои подполья
Организация «Молодая гвардия» была создана в Краснодоне, который был оккупирован гитлеровцами летом 1942 года. Юные подпольщики распространяли сначала рукописные, а затем и печатные листовки со сводками Совинформбюро, собирали оружие и боеприпасы. Самыми дерзкими акциями подпольщиков стали освобождение почти 150 военнопленных красноармейцев и сожжение германской биржи с документами людей, которых должны были угнать на работы в Германию. В результате предательства почти все члены «Молодой гвардии» были арестованы и казнены незадолго до освобождения города Красной Армией. Пятеро подпольщиков посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Л. И. Яблонский
Он родился в Херсоне, в 1914 году, в семье фотографа. В детстве перенес тяжёлое заболевание - костный туберкулёз, вследствие чего до конца жизни был вынужден носить кожаный корсет. Для лечения целебными грязями семья переехала в Крым. Здесь Леонид Исаакович закончил школу и стал работать в газете железнодорожников «Сталинский путь», а перед войной учился на курсах ТАСС.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, несмотря на инвалидность, Яблонский отправился добровольцем на фронт: стал военным корреспондентом газеты 51-й армии «Сын Отечества», где трудились такие «золотые перья» отечественной журналистики, как Илья Сельвинский, Валентин Овечкин, Кайсын Кулиев, Алим Кешонов, Борис Серман, Вахтанг Куправа, рассказала профессор Яблоновская.
Знаменитый снимок «Багеровский ров», ставший неопровержимым доказательством злодеяний фашизма, был сделан Л. И. Яблонским под Керчью в январе 1942 года, в период долгое время замалчиваемого историками Крымского фронта. Тогда в ходе Керченско-Феодосийской операции советские войска на несколько месяцев освободили большую часть Керченского полуострова. Керчь была освобождена к 1 января 1942 года, и сразу после этого основной состав редакции «Сына Отечества» вернулся в Крым, где журналисты стали свидетелями зверств оккупантов.
Багеровский ров снимали известные фотографы Е. Халдей («Григорий Берман над телами жены и детей» и др.) и Дмитрий Бальтерманц («Горе» и др.) Но снимок Л. Яблонского, опубликованный впервые в газете «Сын Отечества» 29 января 1942 года (№147), особый.
В отличие от фотографий других корреспондентов, он фиксирует не людей, которые оплакивают своих близких, а даёт непосредственную картину «горя без берегов» и словно втягивает смотрящего в воронку смерти.
Из Крыма фронтовой путь Леонида Яблонского лежал через Кубань и Ростов к Сталинграду. За проявленный героизм он был награждён орденом Красной Звезды. Капитан Яблонский на поле боя заснял сотни героев во время борьбы за Сталинград, Ростов, Донбасс. Во время боёв за Мелитополь под огнём противника вёл съёмку уличных боёв. На фронтовых дорогах он подружился с Константином Симоновым.
В конце войны в освобождённом Крыму Л. Яблонский стал единственным местным фотографом, получившим разрешение снимать Ялтинскую конференцию. Его фото «Большой тройки» - Сталина, Черчилля, Рузвельта - было перепечатано газетами всего мира. При этом ни оригинала, ни негатива этой исторической фотографии в архиве фотокора не осталось: все плёнки и даже плохо напечатанные снимки со Сталиным были изъяты госбезопасностью.
Фронтовые фотографии, ставшие героической летописью 51-й армии, после войны были переданы Л. Яблонским в Музей 51-й Армии, открытый в 1964 году в селе Клепинино Красногвардейского района Крыма, где они экспонируются на отдельном стенде: «Капитан Л. Яблонский. Фотографии военных лет». Здесь и снимки Керченско-Феодосийского десанта, и освобождение Донбасса, и переправа воинов 51 армии при поддержке Симферопольской Краснознамённой сапёрной бригады через Сиваш и многие другие.
После войны Л. И. Яблонский работал в газете «Красный Крым» (с января 1952 года до настоящего времени - «Крымская правда»), редакции историко-краеведческого и литературно-художественного сборника «Советский Крым» (1945-1947), Крымиздате, а с 1947-го параллельно являлся корреспондентом ТАСС по Крыму. Его фотографии печатались в «Правде», «Известиях», «Труде», «Советском искусстве», журналах «Огонёк», «Советское фото» и других
центральных изданиях.
Сергей ПАВЛИВ, специальный корреспондент ТАСС по Луганской Народной Республике, специально для «Крымской правды».
Проект памятника молодогвардейцам, рабочая модель (1953 г.) в музее «Молодой гвардии» в Краснодоне. 82 года назад небольшой шахтёрский городок Краснодон в Ворошиловградской области (ныне Луганская Народная Республика) был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Семь месяцев фашисты топтали эту землю, угоняя людей в рабство, расстреливая советских людей, замучивая их в застенках. Семь месяцев ада, который, как казалось, не закончится никогда. Горе, слёзы, кровь, надежда на скорое освобождение, вера в силы Красной Армии…Именно эта вера, вера в силу могучей Советской страны, помогла людям выжить в тех страшных условиях. Несмотря на все ужасы оккупации, люди не были сломлены. Были организованы подпольные группы как армейской разведкой РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии), так и по линии госбезопасности. Но были ещё стихийно возникающие группы протеста. Как правило, в них главную роль играли пионеры и комсомольцы. Речь идёт о подпольных группах, известных под общим названием «Молодая гвардия». Это название советские люди впервые широко узнали после выхода в свет одноимённой книги Александра Фадеева и кинофильма Сергея Герасимова с блистательными Инной Макаровой, Нонной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым в главных ролях. В Краснодоне свято чтят молодогвардейцев: Сергея Тюленина, Любовь Шевцову, Ульяну Громову, Олега Кошевого и многих других героев подполья. Эти имена были на слуху у советской молодёжи, не остались они в забвении и сейчас. В истории героев молодогвардейцев есть и крымский след. Фронтовой фотокорреспондент газеты 51-й армии «Сын Отечества» Леонид Яблонский, который сотрудничал затем и с крымскими изданиями, в том числе и с «Крымской правдой», был первым, кто заснял на свой «ФЭД» прощальные надписи из тюремных камер подпольщиков-молодогвардейцев. Благодаря его снимкам надписи были воспроизведены в постоянной экспозиции музея. Их могут видеть и читать многочисленные посетители. Первые снимки Крымский учёный Наталья Яблоновская, доктор филологических наук, профессор Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, рассказала, что имя крымского фотокорреспондента Леонида Исааковича Яблонского стало известно в годы Великой Отечественной войны, когда весь мир облетели его фотографии «Багеровский ров» («Не забудем, не простим») и «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль), снятые в Крыму. Она отмечает весомый вклад Л. И. Яблонского в развитие отечественной (в том числе военной) фотожурналистики. Военный фотокорреспондент Леонид Яблонский (из архива музея «Молодой гвардии»). «Подобно любому настоящему журналисту, Л. Яблонскому было присуще чутьё на сенсацию. После освобождения Краснодона в 1943 году частями 51-й армии он первым запечатлел на фотоплёнке предсмертные надписи молодогвардейцев на стене одной из камер краснодонской полиции: на одной стене синим карандашом были написаны стихи и подпись к ним - Сопова Анна, на другой было нарисовано сердце, пронзённое стрелой, и в него вписаны четыре фамилии: Бондарева, Минаева Н., Громова, Самошина, на следующей: «Погибшие от рук фашистов 15.1.43 года в 9 часов ночи», а внизу той же рукой: «Смерть немецким оккупантам!», - отмечает учёный. Снимки этих четырёх надписей были сделаны фотокором после освобождения города. Вот как описывает это сам Яблонский в письме в музей Краснодона. Письмо цитируется по оригиналу впервые (орфография и пунктуация автора сохранена по всем цитатам): «Весной 1943 года, когда наша 51 армия проходила через Донбасс, журналисты газ. «Сын Отечества» В. Смирнов и я, военный фотокорреспондент, побывали в Краснодоне, где заинтересовались подвигом комсомольцев-подпольщиков. Думаю, что ещё живы те ребята, которые нас приняли на какой-то квартире и при свете коптилки весь вечер рассказывали о своих друзьях-комсомольцах Краснодона. В этот день работал Владимир Смирнов, а я приступил на следующий день утром. Побывав на месте расстрела молодогвардейцев (куда меня привели эти ребята), сфотографировал территорию у разрушенной шахты, где ещё лежали трупы ребят (негатив и отпечаток я посылаю)…». Мастерство фотожурналиста В письме он рассказывает, что приехал в бывшую гестаповскую тюрьму, где содержались молодогвардейцы перед расстрелом. Это было типовое одноэтажное здание. В нём содержались к тому моменту те, кто работал на оккупантов. «Я попросил конвоира вывести девиц из камеры, чтобы не мешали фотосъёмке. Пред нами была стена, на которой были слабые, еле различимые надписи. Если к этому добавить, что света в камере почти не было, можно представить, с какими трудностями я столкнулся, имея в запасе старую малочувствительную плёнку (другой вообще не было)», - свидетельствует Яблонский. Далее - из арсенала мастерства фотожурналиста, который мог снимать в любой обстановке, в том числе и в фронтовых условиях. «Я взял тюремный тубарет (так в оригинале) перевернул его и поставил на другой, чтобы поднять аппарат на уровень надписей. Свой «ФЭД» я привязал портупеей к одной из ножек тубарета, а свет я получил подпалив одну из неснятых плёнок», - отмечает он. «В других камерах поснимаю завтра», - решил Л. И. Яблонский. Но утром никаких надписей не обнаружил. По-видимому, чья-то предательская рука, опасаясь возмездия, уничтожила все улики. Не исключено, что это и были те «девицы», которые находились в камере. Но фото получились! И они стали единственными свидетельствами последних слов молодогвардейцев, дошедших до наших дней. Фотонегативы хранятся в музее Краснодона, в отдельной папке Л. И. Яблонского. Эти фотографии были впервые опубликованы 18 апреля 1943 г. в газете «Сын Отечества» с комментарием военного журналиста Владимира Смирнова без упоминания имён авторов, вследствие чего долгое время считались безымянными. Авторство снимков было установлено лишь в 1970-е годы благодаря усилиям фронтовых коллег Л. И. Яблонского. Из публикации в «Сыне Отечества» мир впервые узнал название организации краснодонских подпольщиков - «Молодая гвардия». Молодогвардейцы - герои подполья Организация «Молодая гвардия» была создана в Краснодоне, который был оккупирован гитлеровцами летом 1942 года. Юные подпольщики распространяли сначала рукописные, а затем и печатные листовки со сводками Совинформбюро, собирали оружие и боеприпасы. Самыми дерзкими акциями подпольщиков стали освобождение почти 150 военнопленных красноармейцев и сожжение германской биржи с документами людей, которых должны были угнать на работы в Германию. В результате предательства почти все члены «Молодой гвардии» были арестованы и казнены незадолго до освобождения города Красной Армией. Пятеро подпольщиков посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Л. И. Яблонский Он родился в Херсоне, в 1914 году, в семье фотографа. В детстве перенес тяжёлое заболевание - костный туберкулёз, вследствие чего до конца жизни был вынужден носить кожаный корсет. Для лечения целебными грязями семья переехала в Крым. Здесь Леонид Исаакович закончил школу и стал работать в газете железнодорожников «Сталинский путь», а перед войной учился на курсах ТАСС. Сразу после начала Великой Отечественной войны, несмотря на инвалидность, Яблонский отправился добровольцем на фронт: стал военным корреспондентом газеты 51-й армии «Сын Отечества», где трудились такие «золотые перья» отечественной журналистики, как Илья Сельвинский, Валентин Овечкин, Кайсын Кулиев, Алим Кешонов, Борис Серман, Вахтанг Куправа, рассказала профессор Яблоновская. Знаменитый снимок «Багеровский ров», ставший неопровержимым доказательством злодеяний фашизма, был сделан Л. И. Яблонским под Керчью в январе 1942 года, в период долгое время замалчиваемого историками Крымского фронта. Тогда в ходе Керченско-Феодосийской операции советские войска на несколько месяцев освободили большую часть Керченского полуострова. Керчь была освобождена к 1 января 1942 года, и сразу после этого основной состав редакции «Сына Отечества» вернулся в Крым, где журналисты стали свидетелями зверств оккупантов. Багеровский ров снимали известные фотографы Е. Халдей («Григорий Берман над телами жены и детей» и др.) и Дмитрий Бальтерманц («Горе» и др.) Но снимок Л. Яблонского, опубликованный впервые в газете «Сын Отечества» 29 января 1942 года (№147), особый. В отличие от фотографий других корреспондентов, он фиксирует не людей, которые оплакивают своих близких, а даёт непосредственную картину «горя без берегов» и словно втягивает смотрящего в воронку смерти. Из Крыма фронтовой путь Леонида Яблонского лежал через Кубань и Ростов к Сталинграду. За проявленный героизм он был награждён орденом Красной Звезды. Капитан Яблонский на поле боя заснял сотни героев во время борьбы за Сталинград, Ростов, Донбасс. Во время боёв за Мелитополь под огнём противника вёл съёмку уличных боёв. На фронтовых дорогах он подружился с Константином Симоновым. В конце войны в освобождённом Крыму Л. Яблонский стал единственным местным фотографом, получившим разрешение снимать Ялтинскую конференцию. Его фото «Большой тройки» - Сталина, Черчилля, Рузвельта - было перепечатано газетами всего мира. При этом ни оригинала, ни негатива этой исторической фотографии в архиве фотокора не осталось: все плёнки и даже плохо напечатанные снимки со Сталиным были изъяты госбезопасностью. Фронтовые фотографии, ставшие героической летописью 51-й армии, после войны были переданы Л. Яблонским в Музей 51-й Армии, открытый в 1964 году в селе Клепинино Красногвардейского района Крыма, где они экспонируются на отдельном стенде: «Капитан Л. Яблонский. Фотографии военных лет». Здесь и снимки Керченско-Феодосийского десанта, и освобождение Донбасса, и переправа воинов 51 армии при поддержке Симферопольской Краснознамённой сапёрной бригады через Сиваш и многие другие. После войны Л. И. Яблонский работал в газете «Красный Крым» (с января 1952 года до настоящего времени - «Крымская правда»), редакции историко-краеведческого и литературно-художественного сборника «Советский Крым» (1945-1947), Крымиздате, а с 1947-го параллельно являлся корреспондентом ТАСС по Крыму. Его фотографии печатались в «Правде», «Известиях»,
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru