Двое из «боевой рукавицы» - «История» » Новости Крыма

✔ Двое из «боевой рукавицы» - «История»




Василий и Александр Колчак (слева направо). Фото из открытого источника.


Стальной панцирь, покрывающий правую руку от локтя и заканчивающийся кожаной рукавицей - часть амуниции бойца, а ещё фамилия настоящих воинов, с честью служивших Отечеству, - Колчак. Россия стала для них Родиной в общем-то не так давно, а с нашим полуостровом связана судьба двоих - отца и сына, Василия и Александра, первый оборонял Севастополь в Крымскую войну, второй командовал Черноморским флотом. Первый 170 лет назад получил за мужество в городе-герое Георгиевский крест, второй 108 лет назад вернул там морю золотую Георгиевскую саблю, заслуженную за отвагу в Русско-японскую войну.


Из рода Ильяса


Пятая Русско-турецкая война; обороной Хотинской кре­пости руководил отважный воин Ильяс Колчак, служивший в армии Османской империи. Он был мудрым и думал о солдатах, когда на крепость, что оборонял с почти тысячей бойцов, наступала 60-тысячная армия русского генерал-фельд­маршала Бурхарда Миниха, принял его условия, сдался в плен вместе с отрядом и с сыном Махмет-беем, понимая бессмысленность сопротивления и желая сохранить жизни воинам. И в Турцию офицер уже не вернулся, постепенно стали Колчаки, с тюркского - «боевая рукавица», верными подданными Российской империи, дворянство заслужив. Ильяс был прапрапрадедом, Махмет-бей - прапрадедом будущего командующего Черноморским флотом Александра Колчака, а для его отца Василия, героя Крымской войны, соответственно прапрадедом и прадедом. Василий Иванович Колчак родился в Одессе 1 января (по старому стилю) 1837-го, на фронт Крымской войны отправился добровольцем, морская артиллерия. Сопровождал из Николаева порох в осаждённый Севастополь, да и остался служить в «самом пекле» помощником командира круговой башни на Малаховом кургане, боевая награда, главная тогда солдатская, знак отличия военного ордена - Георгиевский крест, потом контузия, тяжёлое ранение, плен. Василий Иванович разочаровался в военной службе; немного, но удачно пробовал себя в литературе, журналистике, написав очерк «На Малаховом кургане», книгу «Война и плен»; поступил в Горный институт Санкт-Петербурга, по окончании направлен для изучения горного дела и металлургии на уральские заводы. Потом всё же пришлось вернуться на службу, получил должность военного представителя от Морского министерства по приёмке орудий и снарядов на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, с этим заводом генерал-майор связал жизнь и после военной отставки, ещё десятилетие заведуя сталепудинговой мастерской, к первой боевой награде из Севастополя добавились два ордена Святой Анны и три - Святого Владимира разных степеней. С женой Ольгой Ильиничной было у Василия Ивановича трое детей - Люба умерла малышкой, Катя даже жила ещё в Ленинграде. Младший сын Саша, рождённый 4 ноября 1874 года, обучался минному делу в мастерской Обуховского завода, даже на станке работал, но выбрал истинно воинскую службу, окончив в Санкт-Петербурге Морское училище, мог даже с золотой медалью, но перед выпуском уступил её однокурснику, считая, что тот более достоин.


Александр Колчак своими наградами считал не множест­во орденов, в том числе и два Святого Георгия, а золотое оружие, то, что потом вернёт морю, и премию учёного-географа Петра Рикорда. Он и сам мог стать прекрасным гидрологом и гидрографом, по итогам трёх кругосветок. Перед первой обручился с Софией Омировой, назвав в её честь, Софья, остров в Карском море; неподалёку там появился и остров Колчак - назвал его в честь друга и напарника по той кругосветке уже учёный Эдуард Толль. Они вместе искали в Северном Ледовитом океане Землю Санникова, а потом именно Александр Васильевич добился новой экспедиции - уже на поиски учёного, что с товарищами, вновь отправился на Север в 1902-м. Смогли найти последнюю стоянку, а вот тела - нет, это только в книге Владимира Обручева и одноимённом фильме офицер, прообразом которого, без сомнения, был Александр Колчак, докладывал, что «тело барона Штолля обнаружено». Морской офицер и сам мог погибнуть во время тех поисков, воспаление лёгких и цинга, но справился, ведь судьба уготовила ему иное: освоение Северного морского пути, составление гидрографических карт, которыми и в наши дни ещё пользуются; а ещё проектировал военный моряк ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», оборонял в Русско-японскую войну Порт-Артур, готовил Боспорскую операцию в Чёрном море в Первую мировую, оборонял свою Россию в Гражданскую; встретил две настоящие любви...


«Служу Родине»


Два острова в Карском море называются Софья и Колчак - они, люди, вместе в реальности около трёх лет пробыли, хотя женаты - 16, да и в последние мгновения с ним была иная, тоже любимая. Но мудрая Софья Фёдоровна всё понимала, помогала, до последнего писала трогательные письма. Её стараниями в Севастополе появился в Первую мировую санаторий для раненых; из этого города в 1919-м с сыном Ростиславом (две их с Александром дочки маленькими ушли в вечность) сумела всё же выбраться из круговерти Гражданской войны (как чуть ранее и из осаждённой морской базы на Балтике), швеёй во Франции работала, почти все деньги вложив в установку памятника воинам Белой Армии России на кладбище под Парижем, поместив туда и фамилию Александра Колчака, простив ему и «семью по переписке», и вторую любовь, Анну Сафонову (Тимиреву), что была рядом с ним в последние дни. С Анной Васильевной (знаем её по фильму «Бриллиантовая рука», роль уборщицы) Александр Васильевич познакомился перед назначением в Севастополь. Перчатка и фотография Анны стали талисманом моряка, а женщина умоляла, чтобы её казнили вместе с ним - к тому времени они были вместе уже два года, он служил Верховным главнокомандующим Русской армии, она - переводчиком при управлении делами. Пос­ле арес­та - редкие записки, никакой встречи, ей отказались выдать тело после казни адмирала, хотя очень просила, но его просто сбросили в прорубь притока Ангары - Ушаковку. А мечтал погибнуть в бою, желая, чтобы свершилось это в Севастополе, на берегу любимого Чёрного моря.


Он знал о городе по рассказам отца и сразу принял его, героический, приехав по назначению в июне 1916-го - вице-адмиралу поручили командовать Черноморским флотом, шла Первая мировая. У Александра Колчака был бое­вой опыт в сражении за Порт-Артур, в Русско-японскую, на Балтийском море, здесь задача тоже была конкретная, боевая: подготовить и провести весной 1917-го операцию в проливе Босфор, чтобы не только отразить регулярные набеги немецких крейсеров «Бреслау» и «Гебен», в том числе и на Крым, но и постараться, чтобы пролив перешёл под контроль Российской империи. На это были все шансы, через день после назначения комфлота на флагманском линкоре «Императрица Мария» одержал уверенную морскую победу над вражеским крейсером «Кагул» и пятью сопровождавшими его миноносцами, а позже приказал заминировать выходы из Босфора и Варны и с середины ноября вражеские набеги прекратились. А наши моряки готовились к Боспорскому десанту, который запланировали на лето 1917-го, сначала захватить тамошние укрепления с суши, а потом ввести в пролив корабли и даже захватить Константинополь, верил адмирал, что «мы создадим настоящую морскую пехоту, лихую и знающую десантное дело». Но потом погиб линкор «Императрица Мария», забрав 313 жизней моряков, командующий флотом винил себя в том, как позже винил и в невозможности удержать от гибели Российскую империю. После Февральской революции Александр Колчак вначале верил, что «она внесёт энтузиазм и даст возможность победоносно закончить Мировую войну», но постепенно понял, приближается катастрофа и «внутренний пожар, который называется гражданской войной». О десанте в Босфор новые власти рухнувшей страны уже не помышляли, но боеспособность флота командующий старался поддерживать, как мог. А летом 1917-го Севастопольский совет революционных матросов отстранил его от командования флотом, приказав, как и всем белым офицерам, сдать оружие: стоя перед командой нового флагмана «Георгия Победоносца», Александр Васильевич отдал матросу кобуру с револьвером, а золотое Георгиевское оружие бросил за борт - «море наградило, ему и возвращаю».


Приехав в Петроград, подал рапорт об отставке, позже его, не принявшего новую революцию, выбрали Верховным правителем белого движения России. А 7 февраля 1920-го Александра Колчака расстреляли в Иркутске по постановлению военно-революционного комитета, перед казнью адмирал отказался завязывать глаза, чтобы в последний раз увидеть свою Россию. Ведь как-то писал жене Софье: «Служу Родине, моей Великой России, как служил во все времена, командуя кораблём, дивизией, флотом. Моё звание Верховного правителя - должность служебного характера. И я клянусь до последнего служить государству Российскому - моему Отечеству». Помним!



Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Василий и Александр Колчак (слева направо). Фото из открытого источника. Стальной панцирь, покрывающий правую руку от локтя и заканчивающийся кожаной рукавицей - часть амуниции бойца, а ещё фамилия настоящих воинов, с честью служивших Отечеству, - Колчак. Россия стала для них Родиной в общем-то не так давно, а с нашим полуостровом связана судьба двоих - отца и сына, Василия и Александра, первый оборонял Севастополь в Крымскую войну, второй командовал Черноморским флотом. Первый 170 лет назад получил за мужество в городе-герое Георгиевский крест, второй 108 лет назад вернул там морю золотую Георгиевскую саблю, заслуженную за отвагу в Русско-японскую войну. Из рода Ильяса Пятая Русско-турецкая война; обороной Хотинской кре­пости руководил отважный воин Ильяс Колчак, служивший в армии Османской империи. Он был мудрым и думал о солдатах, когда на крепость, что оборонял с почти тысячей бойцов, наступала 60-тысячная армия русского генерал-фельд­маршала Бурхарда Миниха, принял его условия, сдался в плен вместе с отрядом и с сыном Махмет-беем, понимая бессмысленность сопротивления и желая сохранить жизни воинам. И в Турцию офицер уже не вернулся, постепенно стали Колчаки, с тюркского - «боевая рукавица», верными подданными Российской империи, дворянство заслужив. Ильяс был прапрапрадедом, Махмет-бей - прапрадедом будущего командующего Черноморским флотом Александра Колчака, а для его отца Василия, героя Крымской войны, соответственно прапрадедом и прадедом. Василий Иванович Колчак родился в Одессе 1 января (по старому стилю) 1837-го, на фронт Крымской войны отправился добровольцем, морская артиллерия. Сопровождал из Николаева порох в осаждённый Севастополь, да и остался служить в «самом пекле» помощником командира круговой башни на Малаховом кургане, боевая награда, главная тогда солдатская, знак отличия военного ордена - Георгиевский крест, потом контузия, тяжёлое ранение, плен. Василий Иванович разочаровался в военной службе; немного, но удачно пробовал себя в литературе, журналистике, написав очерк «На Малаховом кургане», книгу «Война и плен»; поступил в Горный институт Санкт-Петербурга, по окончании направлен для изучения горного дела и металлургии на уральские заводы. Потом всё же пришлось вернуться на службу, получил должность военного представителя от Морского министерства по приёмке орудий и снарядов на Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, с этим заводом генерал-майор связал жизнь и после военной отставки, ещё десятилетие заведуя сталепудинговой мастерской, к первой боевой награде из Севастополя добавились два ордена Святой Анны и три - Святого Владимира разных степеней. С женой Ольгой Ильиничной было у Василия Ивановича трое детей - Люба умерла малышкой, Катя даже жила ещё в Ленинграде. Младший сын Саша, рождённый 4 ноября 1874 года, обучался минному делу в мастерской Обуховского завода, даже на станке работал, но выбрал истинно воинскую службу, окончив в Санкт-Петербурге Морское училище, мог даже с золотой медалью, но перед выпуском уступил её однокурснику, считая, что тот более достоин. Александр Колчак своими наградами считал не множест­во орденов, в том числе и два Святого Георгия, а золотое оружие, то, что потом вернёт морю, и премию учёного-географа Петра Рикорда. Он и сам мог стать прекрасным гидрологом и гидрографом, по итогам трёх кругосветок. Перед первой обручился с Софией Омировой, назвав в её честь, Софья, остров в Карском море; неподалёку там появился и остров Колчак - назвал его в честь друга и напарника по той кругосветке уже учёный Эдуард Толль. Они вместе искали в Северном Ледовитом океане Землю Санникова, а потом именно Александр Васильевич добился новой экспедиции - уже на поиски учёного, что с товарищами, вновь отправился на Север в 1902-м. Смогли найти последнюю стоянку, а вот тела - нет, это только в книге Владимира Обручева и одноимённом фильме офицер, прообразом которого, без сомнения, был Александр Колчак, докладывал, что «тело барона Штолля обнаружено». Морской офицер и сам мог погибнуть во время тех поисков, воспаление лёгких и цинга, но справился, ведь судьба уготовила ему иное: освоение Северного морского пути, составление гидрографических карт, которыми и в наши дни ещё пользуются; а ещё проектировал военный моряк ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», оборонял в Русско-японскую войну Порт-Артур, готовил Боспорскую операцию в Чёрном море в Первую мировую, оборонял свою Россию в Гражданскую; встретил две настоящие любви. «Служу Родине» Два острова в Карском море называются Софья и Колчак - они, люди, вместе в реальности около трёх лет пробыли, хотя женаты - 16, да и в последние мгновения с ним была иная, тоже любимая. Но мудрая Софья Фёдоровна всё понимала, помогала, до последнего писала трогательные письма. Её стараниями в Севастополе появился в Первую мировую санаторий для раненых; из этого города в 1919-м с сыном Ростиславом (две их с Александром дочки маленькими ушли в вечность) сумела всё же выбраться из круговерти Гражданской войны (как чуть ранее и из осаждённой морской базы на Балтике), швеёй во Франции работала, почти все деньги вложив в установку памятника воинам Белой Армии России на кладбище под Парижем, поместив туда и фамилию Александра Колчака, простив ему и «семью по переписке», и вторую любовь, Анну Сафонову (Тимиреву), что была рядом с ним в последние дни. С Анной Васильевной (знаем её по фильму «Бриллиантовая рука», роль уборщицы) Александр Васильевич познакомился перед назначением в Севастополь. Перчатка и фотография Анны стали талисманом моряка, а женщина умоляла, чтобы её казнили вместе с ним - к тому времени они были вместе уже два года, он служил Верховным главнокомандующим Русской армии, она - переводчиком при управлении делами. Пос­ле арес­та - редкие записки, никакой встречи, ей отказались выдать тело после казни адмирала, хотя очень просила, но его просто сбросили в прорубь притока Ангары - Ушаковку. А мечтал погибнуть в бою, желая, чтобы свершилось это в Севастополе, на берегу любимого Чёрного моря. Он знал о городе по рассказам отца и сразу принял его, героический, приехав по назначению в июне 1916-го - вице-адмиралу поручили командовать Черноморским флотом, шла Первая мировая. У Александра Колчака был бое­вой опыт в сражении за Порт-Артур, в Русско-японскую, на Балтийском море, здесь задача тоже была конкретная, боевая: подготовить и провести весной 1917-го операцию в проливе Босфор, чтобы не только отразить регулярные набеги немецких крейсеров «Бреслау» и «Гебен», в том числе и на Крым, но и постараться, чтобы пролив перешёл под контроль Российской империи. На это были все шансы, через день после назначения комфлота на флагманском линкоре «Императрица Мария» одержал уверенную морскую победу над вражеским крейсером «Кагул» и пятью сопровождавшими его миноносцами, а позже приказал заминировать выходы из Босфора и Варны и с середины ноября вражеские набеги прекратились. А наши моряки готовились к Боспорскому десанту, который запланировали на лето 1917-го, сначала захватить тамошние укрепления с суши, а потом ввести в пролив корабли и даже захватить Константинополь, верил адмирал, что «мы создадим настоящую морскую пехоту, лихую и знающую десантное дело». Но потом погиб линкор «Императрица Мария», забрав 313 жизней моряков, командующий флотом винил себя в том, как позже винил и в невозможности удержать от гибели Российскую империю. После Февральской революции Александр Колчак вначале верил, что «она внесёт энтузиазм и даст возможность победоносно закончить Мировую войну», но постепенно понял, приближается катастрофа и «внутренний пожар, который называется гражданской войной». О десанте в Босфор новые власти рухнувшей страны уже не помышляли, но боеспособность флота командующий старался поддерживать, как мог. А летом 1917-го Севастопольский совет революционных матросов отстранил его от командования флотом, приказав, как и всем белым офицерам, сдать оружие: стоя перед командой нового флагмана «Георгия Победоносца», Александр Васильевич отдал матросу кобуру с револьвером, а золотое Георгиевское оружие бросил за борт - «море наградило, ему и возвращаю». Приехав в Петроград, подал рапорт об отставке, позже его, не принявшего новую революцию, выбрали Верховным правителем белого движения России. А 7 февраля 1920-го Александра Колчака расстреляли в Иркутске по постановлению военно-революционного комитета, перед казнью адмирал отказался завязывать глаза, чтобы в последний раз увидеть свою Россию. Ведь как-то писал жене Софье: «Служу Родине, моей Великой России, как служил во все времена, командуя кораблём, дивизией, флотом. Моё звание Верховного правителя - должность служебного характера. И я клянусь до последнего служить государству Российскому - моему Отечеству». Помним!

Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»