Таким Константин Веригин покидал Родину. Фото из открытого источника.


Их немало во все времена - разбросанных по миру уроженцев нашей державы: кто-то добровольно покинул родные места, кого-то вынудили обстоятельства, кто-то стал чужим, даже предателем, кто-то страдал от невозможности вернуться и даже украдкой помогал Родине… Разные люди, разные судьбы, ситуации. Большинство всё же созидало, пусть вдали от России, но воплощая мечты, знания, полученные здесь. Вспоминаем о таких, к примеру, о парфюмере Константине Веригине, что сто лет назад начал создавать во Франции ароматы модного дома Коко Шанель, а первую свою лабораторию, «творить духи», открыл подростком в Ялте, в башенке родительского двухэтажного дома на улице Николаевской, 16.


Начало пути


Сейчас улица называется Коммунаров, как гласит памятная табличка, «получила наименование в 1920-м, когда в Ялте и её окрестностях лечилось и работало много старых большевиков, бывших политкаторжан, героев Гражданской войны». Бывший участник Гражданской войны, белогвардеец, Константин Веригин, 21-летний корнет (низший офицерский чин в имперской армии) лейб-гвардии конно-гренадёрского полка уже Добровольческой Армии, к тому времени вместе с мамой и сестрой (брат выбрал революцию, служил в Красной Армии, потом работал в детдоме в Ялте, репрессирован, погиб в 1943-м) плыл на пароходе «Крым» в эмиграцию - в Стамбул, чтобы оттуда понемногу начать жизнь вдали от Родины.


Мальчик Костя, первенец (брат Михаил младше на два года, сестра Ольга - на четыре), родился 25 января (по старому стилю) 1899-го в Санкт-Петербурге, в семье офицера лейб-гвардии гусарского полка Михаила Константиновича Веригина и Домникии Алексеевны Масальской, солистки цыганского хора Николая Шишкина. Родился в столице, а детство, юность прошли в основном в Крыму (правда, выезжал ещё и на Орловщину - к родне, маминой сестре Леле разрешавшей племяннику, перенявшему от неё тонкое обоняние, даже немного смешивать свои многочисленные духи). Женившись по любви, его отец вышел в отставку, купил в 1900-м в дар любимой землю, построил дом (проект Льва Шаповалова, создавшего Белую дачу для Антона Чехова), перевёз семью; правда, самому судьба отвела недолго, когда старшему Косте исполнилось 12 лет, Михаила Константиновича не стало. Сын тогда учился в Ялтинской мужской гимназии и уже твёрдо знал, кем будет после службы в армии (без неё не мог - все мужчины дворянского рода Веригиных были воинами России): пока брат и сестра занимались музыкой и литературой, он решил, что станет «творить духи». В мир ароматов мальчик влюбился маленьким, «с самого детства ощущал жизнь, все проявления её в ароматах и умел их заметить, оценить и запомнить». Чудесные, они впервые пришли к нему в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце, на Рождест­венской Императорской ели: «Живительный, - как вспоминал в книге «Благоуханность. Воспоминания парфюмера», её издала 30 лет назад в России дочь Ирина, - еловый запах на фоне чего-то драгоценного и утончённого. Пахло всем богатством великой империи, всеми произведениями искусств, собранными здесь; могучей, великодержавной приветливостью был преисполнен аромат».


И ещё запомнился аромат крымских фруктов. И природы полуострова, «на крымском побережье ветер пронизан ароматами моря, сосен, елей, кипариса и лавра.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.