Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - «Новости Феодосии» » Новости Крыма

✔ Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - «Новости Феодосии»


Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Имя художника Айвазовского неразрывно связано с морем. Он родился в Крыму, в Феодосии и провёл всё своё детство у волн, то ласковых, то бурных, то мутных, то искрящихся на солнце. С детских лет эта стихия, совершенная в своей изменчивости, влекла его. Мальчишкой сидя на берегу, он впитывал и запоминал, обладая прекрасной памятью художника, чтобы потом уже взрослым стать признанным живописцем - маринистом, пожалуй, одним из самых известных русских художников. Когда я впервые попал в Третьяковскую галерею, я первым делом спросил работника музея, как попасть в зал с «Девятым валом» Айвазовского. Она объяснила мне, как туда пройти, сетуя, что в тот день каждый второй посетитель музея подходил к ней с тем же вопросом.


Итак, будущий художник родился 17 июля 1817 (по старому стилю) в армянской семье. Ещё до рождения сына его отец Геворг (Константин) Гайвазовский покинул Польшу и переехал в Феодосию. Его предки, носившие прежде фамилию Гайвазян, были из турецких армян и жили в Польше с XVIII века. Сначала торговые дела отца шли неплохо, но чума 1812 года, постигшая Феодосию, не только унесла множество жизней горожан, но и привела к материальным трудностям большинство жителей города. Семья Гайвазовских ни была исключением. Мать Ивана (Ованеса) Рипсиме умела искусно вышивать и своим рукоделием также зарабатывала на жизнь.


Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - «Новости Феодосии»
Маленький Ованес оказался очень способным к рисованию и к игре на скрипке. Ему нравилось рисовать море, а также копировать литографии из книги о борьбе греков с турецкими завоевателями. Когда мальчику было восемь лет, отец удивил его рассказом о том, что бывают такие места, где есть только суша, а моря нет. Мальчик не мог его понять: «А как же тогда корабли? Ведь они только по воде могут плавать». Иван считал, что мир не может существовать без моря. В этом же возрасте он начал рисовать самоварным углём белёные стены соседских домов. Тогда отец подарил ему бумагу для рисования, и это было для ребёнка вершиной счастья, однако бумага быстро закончилась, и мальчик начал рисовать в родительских книгах. Отец поднял настоящую бурю - он дорожил своей коллекцией книг.


Ованес Гайвазовский прекрасно закончил армянскую приходскую школу, а затем архитектор Кох, заметил талантливого мальчика, ещё, когда тот расписывал соседские стены и заборы, и определил его в Гимназию в Симферополе. Когда Ованесу исполнилось шестнадцать, градоначальник А. Казначеев помог ему выехать в Петербург. Показанных рисунков Айвазовского оказалось достаточным, чтобы его приняли в Академию художеств. Он начал учиться в пейзажном классе у профессора М. Н. Воробьёва. Другими его учителями были А. Зауервейд в батальном классе, и французский маринист Ф. Таннер.


Через два года после зачисления, Айвазовский получил серебряную медаль за работу «Этюд воздуха над морем». В 1837 г. работа «Штиль» и три марины принесли ему Большую золотую медаль, а также разрешение сдать экстернатом курс Академии на два года раньше, если молодой художник напишет пейзажи некоторых городов Крыма.


В 1839 году появляется первая картина батального жанра -»Высадка десанта в Субаши», навеяна впечатлениями, полученными художником вовремя военно-морского похода к кавказским берегам. В качестве «ускоренного экзамена» Айвазовский создаёт пейзажи, изображающие Ялту, Феодосию, Севастополь, Керчь, а также пишет работы «Буря», «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840). Все работы, написанные в этот период, были одобрены профессорами Академии художеств. Более того, молодой художник получил возможность поехать в качестве пенсионера в Италию. В 1841 году Иван Константинович убрал начальную букву «Г» из своей фамилии, став Айвазовским.


Эта поездка, начавшаяся в 1840 г., имела большое влияние на русского художника, так как он не только смог познакомиться с шедеврами западноевропейской культуры, но и попасть в круг блестящих российских талантов. Во время этой итальянской командировки Айвазовский встречался с писателем Н. В. Гоголем, художником Александром Ивановым, с которым они даже сдружились, а также с Боткиным и Панаевым. В Риме художник очень много работал, копируя картины старых мастеров, а также писал любимые марины. Пятьдесят великих произведений родились из-под кисти Айвазовского в Италии. Морские пейзажи этого периода, такие, как «Буря», «Неаполитанский залив в лунную ночь» и «Хаос» были восторженно приняты публикой. За «Хаос», купленный музеем Ватикана, Папа Григорий XVI вручил Айвазовскому золотую медаль.


Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - «Новости Феодосии»
В 1843 году европейские выставки русского художника принесли ему большой успех. «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам, - говорил сам Айвазовский, - удостоили меня самыми лестными отзывами.» Кроме того, Академия искусств Амстердама удостоила Айвазовского званием Академика. Он был единственным русским художником, который принял участие в международной выставке в Париже, проходившей тогда в Лувре. Через 10 лет его первого из иностранных художников французы избрали кавалером ордена Почётного легиона.


В Россию И. К. Айвазовский вернулся на два года раньше, чем заканчивалось его пенсионное содержание, в 1844 году. Здесь его также ждёт успех - почти сразу после возвращения Академия художеств в Петербурге жалует Айвазовскому звание академика. Военно-морское ведомство поручило Айвазовскому написать все военные порты россиян на Балтике, предварительно присудив Ивану Константиновичу право ношения адмиралтейского мундира, как почётному художнику Главного морского штаба. Зимой с 1844 по 1845 годы художник пишет картины на заказ Военно-морского ведомства на Балтийском море.


В 1845 году Айвазовский участвовал в экспедиции Ф. П. Литке к берегам Турции и Малой Азии. Это путешествие оказалось очень полезным, художник сделал множество набросков и эскизов, к которым потом возвращался не раз при работе в мастерской. Весной Иван Константинович, как всегда, прибыл в Феодосию. По его словам: «немного подует весной... - меня тянет в Крым, к Чёрному морю». Для удобства Айвазовский построил по собственному проекту дом с мастерской в родной Феодосии, где пытался проводить всю тёплую часть года», тога как зимой он устраивал выставки в Петербурге и периодически путешествовал. Художник неоднократно бывал в Италии, Париже, Амстердаме, и других городах Европы, на Кавказе, в Малой Азии, в Египте, и даже в Америке в 1898 году.


Творчество К. П. Брюллова оказало большое влияние на работы Айвазовского в 1840-1850 гг. Так, например, «Чесменский бой 25-26 июня 1770» (1848) - монументальное красочное полотно, изображающее морской бой, где на фоне ночного моря и покрытыми облаками неба, ярче видно горящие корабли турок. Айвазовский много писал на темы морских баталий. «Каждая победа наших войск на суше или на море, - писал художник, - радует меня, как русского в душе, и даёт мысль, как художнику изобразить её на полотне...». Во время Крымской войны 1853 - 1856 годов Айвазовский написал две картины, посвящённые Синопскому бою, предварительно расспросив его участников о том, как он проходил. Когда Адмирал Нахимов увидел эти произведения, особенно, ночную битву, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана».


Но не только баталиями поддерживалось искусство Айвазовского. Важную часть в нём занимают романтические картины, созданные в 1845 - 1850 - х гг., «Буря на Чёрном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851), а также одна из самых известных картин Айвазовского «Девятый вал» (1850). Его уникальная цвето-линейная манера написания картин, постоянно находилась в развитии. Со временем художник стал использовать более светлые тона, и появилась определённая цветовая сдержанность. Позже, в 70-х гг., Айвазовский начал писать море в разных оттенках голубого. Произведения этого периода даже получили название «Голубой Айвазовский». Интересно, что художник никогда не писал свои картины с натуры, пользуясь своей уникальной памятью. Айвазовский говорил, что «движения живых стихий - неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...».


1860-1870 -е годы по праву считаются расцветом творчества художника. За этот период Айвазовский много путешествовал. В 1867 году он написал серию полотен, посвящённых восстанию жителей острова Крит. А в 1868 году художник выполнил пейзажи, изображающие предгорья Кавказа, а также вид на горы с Чёрного моря. Затем, побывав в Армении, Айвазовский отразил озеро Севан и Арарат долину. У художника есть целый цикл картин на национальные и библейские темы, например, «Крещение армянского народа», «Клятва перед Аварайской битвой», а также «Сошествие Ноя с Арарата». Дружба с Гоголем и Шевченко, благодаря которой Иван Константинович познакомился с природой Украины, также принесла творческие результаты. В 1868 году он написал «Млечный обоз» и «Украинский пейзаж». В 1869 году в Египте Айвазовский присутствовал при открытии Суэцкого канала. Эта поездка вдохновила его на создание ряда картин на египетскую тему, включая панораму нового канала.


Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - «Новости Феодосии»
В 1880 году Айвазовский пристроил к своему дому в Феодосии выставочный павильон, который стал первой в России картинной галереей, расположенной на периферии.


Айвазовский всегда и везде работал много и увлечённо. И в последние десять лет своей жизни он написал несколько монументальных полотен, воспевающих бурю: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие. Гамма красок в произведениях Айвазовского этого периода почти монохромная, предельно сдержанная и выразительная. Эта серия картин не только имеет схожий сюжет, но и цветовую гамму. Здесь появляются свинцово-серые, оливково-охристые и зеленовато-голубые лессировки, как синтетическая манера написания водной стихии. Вершиной творчества Айвазовского стала, безусловно, картина «Среди волн» (1898), на которой вновь бушует буря, кипящая как никогда.


За год перед смертью художник будто вновь обрёл спокойствие. Его полотно «Штиль у Крымских берегов» построена на гармонии бирюзовых волн и розового отсвета на облаках, наполнена невероятной ясностью и спокойствием.


Айвазовский снова хотел поехать в Италию, чтобы «встретиться со своей молодостью», но, к сожалению, не успел. Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля 1900. Он был похоронен в родной Феодосии, оставив городу в дар свой дом, как музей и 125 картин. А в общем за всю свою жизнь художник, признанный и в России, и за рубежом, создал шесть тысяч произведений!




Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) Имя художника Айвазовского неразрывно связано с морем. Он родился в Крыму, в Феодосии и провёл всё своё детство у волн, то ласковых, то бурных, то мутных, то искрящихся на солнце. С детских лет эта стихия, совершенная в своей изменчивости, влекла его. Мальчишкой сидя на берегу, он впитывал и запоминал, обладая прекрасной памятью художника, чтобы потом уже взрослым стать признанным живописцем - маринистом, пожалуй, одним из самых известных русских художников. Когда я впервые попал в Третьяковскую галерею, я первым делом спросил работника музея, как попасть в зал с «Девятым валом» Айвазовского. Она объяснила мне, как туда пройти, сетуя, что в тот день каждый второй посетитель музея подходил к ней с тем же вопросом. Итак, будущий художник родился 17 июля 1817 (по старому стилю) в армянской семье. Ещё до рождения сына его отец Геворг (Константин) Гайвазовский покинул Польшу и переехал в Феодосию. Его предки, носившие прежде фамилию Гайвазян, были из турецких армян и жили в Польше с XVIII века. Сначала торговые дела отца шли неплохо, но чума 1812 года, постигшая Феодосию, не только унесла множество жизней горожан, но и привела к материальным трудностям большинство жителей города. Семья Гайвазовских ни была исключением. Мать Ивана (Ованеса) Рипсиме умела искусно вышивать и своим рукоделием также зарабатывала на жизнь. Маленький Ованес оказался очень способным к рисованию и к игре на скрипке. Ему нравилось рисовать море, а также копировать литографии из книги о борьбе греков с турецкими завоевателями. Когда мальчику было восемь лет, отец удивил его рассказом о том, что бывают такие места, где есть только суша, а моря нет. Мальчик не мог его понять: «А как же тогда корабли? Ведь они только по воде могут плавать». Иван считал, что мир не может существовать без моря. В этом же возрасте он начал рисовать самоварным углём белёные стены соседских домов. Тогда отец подарил ему бумагу для рисования, и это было для ребёнка вершиной счастья, однако бумага быстро закончилась, и мальчик начал рисовать в родительских книгах. Отец поднял настоящую бурю - он дорожил своей коллекцией книг. Ованес Гайвазовский прекрасно закончил армянскую приходскую школу, а затем архитектор Кох, заметил талантливого мальчика, ещё, когда тот расписывал соседские стены и заборы, и определил его в Гимназию в Симферополе. Когда Ованесу исполнилось шестнадцать, градоначальник А. Казначеев помог ему выехать в Петербург. Показанных рисунков Айвазовского оказалось достаточным, чтобы его приняли в Академию художеств. Он начал учиться в пейзажном классе у профессора М. Н. Воробьёва. Другими его учителями были А. Зауервейд в батальном классе, и французский маринист Ф. Таннер. Через два года после зачисления, Айвазовский получил серебряную медаль за работу «Этюд воздуха над морем». В 1837 г. работа «Штиль» и три марины принесли ему Большую золотую медаль, а также разрешение сдать экстернатом курс Академии на два года раньше, если молодой художник напишет пейзажи некоторых городов Крыма. В 1839 году появляется первая картина батального жанра -»Высадка десанта в Субаши», навеяна впечатлениями, полученными художником вовремя военно-морского похода к кавказским берегам. В качестве «ускоренного экзамена» Айвазовский создаёт пейзажи, изображающие Ялту, Феодосию, Севастополь, Керчь, а также пишет работы «Буря», «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840). Все работы, написанные в этот период, были одобрены профессорами Академии художеств. Более того, молодой художник получил возможность поехать в качестве пенсионера в Италию. В 1841 году Иван Константинович убрал начальную букву «Г» из своей фамилии, став Айвазовским. Эта поездка, начавшаяся в 1840 г., имела большое влияние на русского художника, так как он не только смог познакомиться с шедеврами западноевропейской культуры, но и попасть в круг блестящих российских талантов. Во время этой итальянской командировки Айвазовский встречался с писателем Н. В. Гоголем, художником Александром Ивановым, с которым они даже сдружились, а также с Боткиным и Панаевым. В Риме художник очень много работал, копируя картины старых мастеров, а также писал любимые марины. Пятьдесят великих произведений родились из-под кисти Айвазовского в Италии. Морские пейзажи этого периода, такие, как «Буря», «Неаполитанский залив в лунную ночь» и «Хаос» были восторженно приняты публикой. За «Хаос», купленный музеем Ватикана, Папа Григорий XVI вручил Айвазовскому золотую медаль. В 1843 году европейские выставки русского художника принесли ему большой успех. «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам, - говорил сам Айвазовский, - удостоили меня самыми лестными отзывами.» Кроме того, Академия искусств Амстердама удостоила Айвазовского званием Академика. Он был единственным русским художником, который принял участие в международной выставке в Париже, проходившей тогда в Лувре. Через 10 лет его первого из иностранных художников французы избрали кавалером ордена Почётного легиона. В Россию И. К. Айвазовский вернулся на два года раньше, чем заканчивалось его пенсионное содержание, в 1844 году. Здесь его также ждёт успех - почти сразу после возвращения Академия художеств в Петербурге жалует Айвазовскому звание академика. Военно-морское ведомство поручило Айвазовскому написать все военные порты россиян на Балтике, предварительно присудив Ивану Константиновичу право ношения адмиралтейского мундира, как почётному художнику Главного морского штаба. Зимой с 1844 по 1845 годы художник пишет картины на заказ Военно-морского ведомства на Балтийском море. В 1845 году Айвазовский участвовал в экспедиции Ф. П. Литке к берегам Турции и Малой Азии. Это путешествие оказалось очень полезным, художник сделал множество набросков и эскизов, к которым потом возвращался не раз при работе в мастерской. Весной Иван Константинович, как всегда, прибыл в Феодосию. По его словам: «немного подует весной. - меня тянет в Крым, к Чёрному морю». Для удобства Айвазовский построил по собственному проекту дом с мастерской в родной Феодосии, где пытался проводить всю тёплую часть года», тога как зимой он устраивал выставки в Петербурге и периодически путешествовал. Художник неоднократно бывал в Италии, Париже, Амстердаме, и других городах Европы, на Кавказе, в Малой Азии, в Египте, и даже в Америке в 1898 году. Творчество К. П. Брюллова оказало большое влияние на работы Айвазовского в 1840-1850 гг. Так, например, «Чесменский бой 25-26 июня 1770» (1848) - монументальное красочное полотно, изображающее морской бой, где на фоне ночного моря и покрытыми облаками неба, ярче видно горящие корабли турок. Айвазовский много писал на темы морских баталий. «Каждая победа наших войск на суше или на море, - писал художник, - радует меня, как русского в душе, и даёт мысль, как художнику изобразить её на полотне.». Во время Крымской войны 1853 - 1856 годов Айвазовский написал две картины, посвящённые Синопскому бою, предварительно расспросив его участников о том, как он проходил. Когда Адмирал Нахимов увидел эти произведения, особенно, ночную битву, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Но не только баталиями поддерживалось искусство Айвазовского. Важную часть в нём занимают романтические картины, созданные в 1845 - 1850 - х гг., «Буря на Чёрном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851), а также одна из самых известных картин Айвазовского «Девятый вал» (1850). Его уникальная цвето-линейная манера написания картин, постоянно находилась в развитии. Со временем художник стал использовать более светлые тона, и появилась определённая цветовая сдержанность. Позже, в 70-х гг., Айвазовский начал писать море в разных оттенках голубого. Произведения этого периода даже получили название «Голубой Айвазовский». Интересно, что художник никогда не писал свои картины с натуры, пользуясь своей уникальной памятью. Айвазовский говорил, что «движения живых стихий - неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта.». 1860-1870 -е годы по праву считаются расцветом творчества художника. За этот период Айвазовский много путешествовал. В 1867 году он написал серию полотен, посвящённых восстанию жителей острова Крит. А в 1868 году художник выполнил пейзажи, изображающие предгорья Кавказа, а также вид на горы с Чёрного моря. Затем, побывав в Армении, Айвазовский отразил озеро Севан и Арарат долину. У художника есть целый цикл картин на национальные и библейские темы, например, «Крещение армянского народа», «Клятва перед Аварайской битвой», а также «Сошествие Ноя с Арарата». Дружба с Гоголем и Шевченко, благодаря которой Иван Константинович познакомился с природой Украины, также принесла творческие результаты. В 1868 году он написал «Млечный обоз» и «Украинский пейзаж». В 1869 году в Египте Айвазовский присутствовал при открытии Суэцкого канала. Эта поездка вдохновила его на создание ряда картин на египетскую тему, включая панораму нового канала. В 1880 году Айвазовский пристроил к своему дому в Феодосии выставочный павильон, который стал первой в России картинной галереей, расположенной на периферии. Айвазовский всегда и везде работал много и увлечённо. И в последние десять лет своей жизни он написал несколько монументальных полотен, воспевающих бурю: «Обвал скалы» (1883), «Волна» (1889), «Буря на Азовском море» (1895), «От штиля к урагану» (1895) и другие. Гамма красок в произведениях Айвазовского этого периода почти монохромная, предельно сдержанная и выразительная. Эта серия картин не только имеет схожий сюжет, но и цветовую гамму. Здесь появляются свинцово-серые, оливково-охристые и зеленовато-голубые лессировки, как синтетическая манера написания водной стихии. Вершиной творчества Айвазовского стала, безусловно, картина «Среди волн» (1898), на которой вновь бушует буря, кипящая как никогда. За год перед смертью художник будто вновь обрёл спокойствие. Его полотно «Штиль у Крымских берегов» построена

Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
  «Новости Крыма»