✔ Владимир Курьянов: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство - «Интервью»
Gill 04-окт, 18:40 193 ИнтервьюНа сегодняшний день создание системы профориентационной работы стало одним из приоритетных направлений деятельности Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. И это неспроста: ведь привлечение абитуриентов, в том числе с высоким средним баллом ЕГЭ, является целевым показателем Программы развития вуза. О том, какими путями решаются вопросы профессиональной ориентации школьников, и какие задачи ставит перед собой Крымский федеральный университет, нам рассказал проректор по учебной и методической деятельности КФУ Владимир Курьянов.
Развитие современной системы высшего образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли образовательных организаций высшего образования в профессиональной адаптации студентов. Поэтому сегодня крайне необходимо повышать эффективность мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.
Отделом профориентации и довузовской подготовки управления развития образования департамента образовательной деятельности в течение всего учебного года осуществлялась координация деятельности структурных подразделений и филиалов университета в области профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций различных типов и проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи с целью комплектования качественного состава обучающихся – одной из важных составляющих всей деятельности университета в условиях жесткой конкуренции образовательных организаций высшего образования Республики Крым и Российской Федерации.
Но ведь работа с потенциальными абитуриентами ведется не первый год. Так что же именно необходимо менять в системе профориентации для ее большей эффективности?
Сегодня нужен совершенно новый подход к организации профориентационной работы, этому и должна была способствовать реализация проектов Программы развития, итогом которых стало создание консультационных центров сопровождения профориентационной работы. Главной целью проекта была разработка комплекса профориентационных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов с высоким баллом единого государственного экзамена.
Вы можете привести примеры таких проектов, которые уже были реализованы в КФУ?
Конечно! С августа осуществлялась реализация 6 проектов, ставших победителями в рамках конкурса Программы развития университета. В частности, это «Профессиональное самоопределение» в Евпаторийском институте социальных наук, создание Центра консультирования и профориентации Академии биоресурсов и природопользования «Знания – для себя, достижения – для Крыма! – ЦКП АбиП», создание центра «Я – профи – СКОЦЕП» в Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, «Мой выбор – КФУ имени В.И. Вернадского» в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства, «Мой профессиональный выбор – МПВ» Института педагогического образования и менеджмента и «Физико-техническая школа» Физико-технического института КФУ. Эти проекты направлены на то, чтобы помочь сформировать у старшеклассников собственный взгляд на трудовую деятельность, научить их оценивать свои возможности и осознанно подходить к выбору будущей профессии, которая станет образом жизни. Благодаря такой профориентационной работе, выпускники адекватно формируют свои профессиональные планы.
Как известно, большой популярностью сегодня пользуются и Ярмарки учебных мест, проводимые Крымским федеральным университетом.
Да, с сентября прошлого года по май текущего отделом профориентации и довузовской подготовки совместно со структурными подразделениями и филиалами университета было проведено 11 таких Ярмарок в Симферополе, Евпатории, Джанкое, Феодосии, Севастополе, Алуште, а также в Симферопольском и Кировском районах, пгт Раздольном. Эти ярмарки посетили порядка 4 тысяч обучающихся, педагогов и родителей. Проект получил положительную оценку специалистов управлений образования администраций муниципальных образований Республики Крым, родителей, педагогов и обучающихся, поэтому будет продолжен и в этом учебном году.
Опыт проведения проекта «Ярмарки учебных мест» был также представлен на Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации «ZAСобой» и отмечен сертификатом департамента занятости населения министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
На Ваш взгляд, этих мероприятий достаточно для привлечения в вуз талантливой молодежи?
Это на самом деле очень кропотливая и трудоемкая работа, которая приносит большие плоды. Но мы должны понимать, что для эффективного самоопределения учащихся, работу с ними надо начинать проводить не в выпускных классах школы, а значительно раньше: класса с шестого-седьмого. Какая глобальная задача педагога? Он должен не только уметь вложить в головы учеников определенный багаж знаний, но и привить им любовь к познанию, суметь выявить сильные стороны школьника и помочь раскрыть их. Именно с помощью профориентации можно научить детей сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь им сделать свой выбор с учетом индивидуальных данных.
Поэтому мы, так сказать, копаем значительно глубже: для организации сотрудничества в области профориентационной работы мы заключаем договоры о взаимодействии с общеобразовательными организациями, учреждениями и организациями Республики Крым. Большое внимание уделяется также участию учащихся в олимпиадах.
В прошлом учебном году Университет стал региональной площадкой для проведения Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки, подписано соответствующее Соглашение между университетом и Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского, являющимся учредителем олимпиады. Проведены отборочные этапы олимпиад по химии и физике, в которых приняли участие 161 учащийся 8-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым, 35 человек признаны призерами и получили право участвовать в финальных турах олимпиады, 6 учащихся стали призерами финальных туров и получили льготы при поступлении. А в январе-феврале этого года университет стал базой для проведения региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по 11 общеобразовательным дисциплинам – математика, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ, литература, физическая культура, украинский язык и литература, крымскотатарский язык и литература, экономика.
Кроме того, мы регулярно проводим со школьниками профориентационные уроки – за 2015-2016 год их было 467, проводим тематические встречи с обучающимися, а также привлекаем школьников к участию в Школах университета, открытых по различным направлениям, как, например, «Школа юного ветеринара» или «Школа юного агронома» в Академии биоресурсов и природопользования, «Физико-техническая школа», «Школа юного химика» в Таврической академии и так далее.
То есть можно с уверенностью говорить, что работа по профессиональной ориентации в Крымском федеральном идет полным ходом?
Если бы. Наш университет как единая система был создан полтора года назад. И сегодня он находится на начальном этапе своего формирования. Многие наработки нам уже удалось реализовать, но глобальные вопросы реформирования по взмаху волшебной палочки, к сожалению, решить невозможно. Для этого необходимо время, настойчивость, грамотное руководство и квалифицированные кадры. Все эти составляющие у нас есть, поэтому мы с полной уверенностью можем рассчитывать на успех!
На сегодняшний день создание системы профориентационной работы стало одним из приоритетных направлений деятельности Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. И это неспроста: ведь привлечение абитуриентов, в том числе с высоким средним баллом ЕГЭ, является целевым показателем Программы развития вуза. О том, какими путями решаются вопросы профессиональной ориентации школьников, и какие задачи ставит перед собой Крымский федеральный университет, нам рассказал проректор по учебной и методической деятельности КФУ Владимир Курьянов. Развитие современной системы высшего образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли образовательных организаций высшего образования в профессиональной адаптации студентов. Поэтому сегодня крайне необходимо повышать эффективность мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. Отделом профориентации и довузовской подготовки управления развития образования департамента образовательной деятельности в течение всего учебного года осуществлялась координация деятельности структурных подразделений и филиалов университета в области профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций различных типов и проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи с целью комплектования качественного состава обучающихся – одной из важных составляющих всей деятельности университета в условиях жесткой конкуренции образовательных организаций высшего образования Республики Крым и Российской Федерации. Но ведь работа с потенциальными абитуриентами ведется не первый год. Так что же именно необходимо менять в системе профориентации для ее большей эффективности? Сегодня нужен совершенно новый подход к организации профориентационной работы, этому и должна была способствовать реализация проектов Программы развития, итогом которых стало создание консультационных центров сопровождения профориентационной работы. Главной целью проекта была разработка комплекса профориентационных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов с высоким баллом единого государственного экзамена. Вы можете привести примеры таких проектов, которые уже были реализованы в КФУ? Конечно! С августа осуществлялась реализация 6 проектов, ставших победителями в рамках конкурса Программы развития университета. В частности, это «Профессиональное самоопределение» в Евпаторийском институте социальных наук, создание Центра консультирования и профориентации Академии биоресурсов и природопользования «Знания – для себя, достижения – для Крыма! – ЦКП АбиП», создание центра «Я – профи – СКОЦЕП» в Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, «Мой выбор – КФУ имени В.И. Вернадского» в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства, «Мой профессиональный выбор – МПВ» Института педагогического образования и менеджмента и «Физико-техническая школа» Физико-технического института КФУ. Эти проекты направлены на то, чтобы помочь сформировать у старшеклассников собственный взгляд на трудовую деятельность, научить их оценивать свои возможности и осознанно подходить к выбору будущей профессии, которая станет образом жизни. Благодаря такой профориентационной работе, выпускники адекватно формируют свои профессиональные планы. Как известно, большой популярностью сегодня пользуются и Ярмарки учебных мест, проводимые Крымским федеральным университетом. Да, с сентября прошлого года по май текущего отделом профориентации и довузовской подготовки совместно со структурными подразделениями и филиалами университета было проведено 11 таких Ярмарок в Симферополе, Евпатории, Джанкое, Феодосии, Севастополе, Алуште, а также в Симферопольском и Кировском районах, пгт Раздольном. Эти ярмарки посетили порядка 4 тысяч обучающихся, педагогов и родителей. Проект получил положительную оценку специалистов управлений образования администраций муниципальных образований Республики Крым, родителей, педагогов и обучающихся, поэтому будет продолжен и в этом учебном году. Опыт проведения проекта «Ярмарки учебных мест» был также представлен на Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации «ZAСобой» и отмечен сертификатом департамента занятости населения министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На Ваш взгляд, этих мероприятий достаточно для привлечения в вуз талантливой молодежи? Это на самом деле очень кропотливая и трудоемкая работа, которая приносит большие плоды. Но мы должны понимать, что для эффективного самоопределения учащихся, работу с ними надо начинать проводить не в выпускных классах школы, а значительно раньше: класса с шестого-седьмого. Какая глобальная задача педагога? Он должен не только уметь вложить в головы учеников определенный багаж знаний, но и привить им любовь к познанию, суметь выявить сильные стороны школьника и помочь раскрыть их. Именно с помощью профориентации можно научить детей сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь им сделать свой выбор с учетом индивидуальных данных. Поэтому мы, так сказать, копаем значительно глубже: для организации сотрудничества в области профориентационной работы мы заключаем договоры о взаимодействии с общеобразовательными организациями, учреждениями и организациями Республики Крым. Большое внимание уделяется также участию учащихся в олимпиадах. В прошлом учебном году Университет стал региональной площадкой для проведения Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки, подписано соответствующее Соглашение между университетом и Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского, являющимся учредителем олимпиады. Проведены отборочные этапы олимпиад по химии и физике, в которых приняли участие 161 учащийся 8-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым, 35 человек признаны призерами и получили право участвовать в финальных турах олимпиады, 6 учащихся стали призерами финальных туров и получили льготы при поступлении. А в январе-феврале этого года университет стал базой для проведения региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по 11 общеобразовательным дисциплинам – математика, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ, литература, физическая культура, украинский язык и литература, крымскотатарский язык и литература, экономика. Кроме того, мы регулярно проводим со школьниками профориентационные уроки – за 2015-2016 год их было 467, проводим тематические встречи с обучающимися, а также привлекаем школьников к участию в Школах университета, открытых по различным направлениям, как, например, «Школа юного ветеринара» или «Школа юного агронома» в Академии биоресурсов и природопользования, «Физико-техническая школа», «Школа юного химика» в Таврической академии и так далее. То есть можно с уверенностью говорить, что работа по профессиональной ориентации в Крымском федеральном идет полным ходом? Если бы. Наш университет как единая система был создан полтора года назад. И сегодня он находится на начальном этапе своего формирования. Многие наработки нам уже удалось реализовать, но глобальные вопросы реформирования по взмаху волшебной палочки, к сожалению, решить невозможно. Для этого необходимо время, настойчивость, грамотное руководство и квалифицированные кадры. Все эти составляющие у нас есть, поэтому мы с полной уверенностью можем рассчитывать на успех!
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru