Владимир Курьянов: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство - «Интервью» » Новости Крыма

✔ Владимир Курьянов: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство - «Интервью»




Владимир Курьянов: Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство - «Интервью»


На сегодняшний день создание системы профориентационной работы стало одним из приоритетных направлений деятельности Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. И это неспроста: ведь привлечение абитуриентов, в том числе с высоким средним баллом ЕГЭ, является целевым показателем Программы развития вуза. О том, какими путями решаются вопросы профессиональной ориентации школьников, и какие задачи ставит перед собой Крымский федеральный университет, нам рассказал проректор по учебной и методической деятельности КФУ Владимир Курьянов.


Развитие современной системы высшего образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли образовательных организаций высшего образования в профессиональной адаптации студентов. Поэтому сегодня крайне необходимо повышать эффективность мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.


Отделом профориентации и довузовской подготовки управления развития образования департамента образовательной деятельности в течение всего учебного года осуществлялась координация деятельности структурных подразделений и филиалов университета в области профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций различных типов и проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи с целью комплектования качественного состава обучающихся – одной из важных составляющих всей деятельности университета в условиях жесткой конкуренции образовательных организаций высшего образования Республики Крым и Российской Федерации.


Но ведь работа с потенциальными абитуриентами ведется не первый год. Так что же именно необходимо менять в системе профориентации для ее большей эффективности?


Сегодня нужен совершенно новый подход к организации профориентационной работы, этому и должна была способствовать реализация проектов Программы развития, итогом которых стало создание консультационных центров сопровождения профориентационной работы. Главной целью проекта была разработка комплекса профориентационных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов с высоким баллом единого государственного экзамена.


Вы можете привести примеры таких проектов, которые уже были реализованы в КФУ?


Конечно! С августа осуществлялась реализация 6 проектов, ставших победителями в рамках конкурса Программы развития университета. В частности, это «Профессиональное самоопределение» в Евпаторийском институте социальных наук, создание Центра консультирования и профориентации Академии биоресурсов и природопользования «Знания – для себя, достижения – для Крыма! – ЦКП АбиП», создание центра «Я – профи – СКОЦЕП» в Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, «Мой выбор – КФУ имени В.И. Вернадского» в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства, «Мой профессиональный выбор – МПВ» Института педагогического образования и менеджмента и «Физико-техническая школа» Физико-технического института КФУ. Эти проекты направлены на то, чтобы помочь сформировать у старшеклассников собственный взгляд на трудовую деятельность, научить их оценивать свои возможности и осознанно подходить к выбору будущей профессии, которая станет образом жизни. Благодаря такой профориентационной работе, выпускники адекватно формируют свои профессиональные планы.


Как известно, большой популярностью сегодня пользуются и Ярмарки учебных мест, проводимые Крымским федеральным университетом.


Да, с сентября прошлого года по май текущего отделом профориентации и довузовской подготовки совместно со структурными подразделениями и филиалами университета было проведено 11 таких Ярмарок в Симферополе, Евпатории, Джанкое, Феодосии, Севастополе, Алуште, а также в Симферопольском и Кировском районах, пгт Раздольном. Эти ярмарки посетили порядка 4 тысяч обучающихся, педагогов и родителей. Проект получил положительную оценку специалистов управлений образования администраций муниципальных образований Республики Крым, родителей, педагогов и обучающихся, поэтому будет продолжен и в этом учебном году.


Опыт проведения проекта «Ярмарки учебных мест» был также представлен на Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации «ZAСобой» и отмечен сертификатом департамента занятости населения министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.


На Ваш взгляд, этих мероприятий достаточно для привлечения в вуз талантливой молодежи?


Это на самом деле очень кропотливая и трудоемкая работа, которая приносит большие плоды. Но мы должны понимать, что для эффективного самоопределения учащихся, работу с ними надо начинать проводить не в выпускных классах школы, а значительно раньше: класса с шестого-седьмого. Какая глобальная задача педагога? Он должен не только уметь вложить в головы учеников определенный багаж знаний, но и привить им любовь к познанию, суметь выявить сильные стороны школьника и помочь раскрыть их. Именно с помощью профориентации можно научить детей сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь им сделать свой выбор с учетом индивидуальных данных.


Поэтому мы, так сказать, копаем значительно глубже: для организации сотрудничества в области профориентационной работы мы заключаем договоры о взаимодействии с общеобразовательными организациями, учреждениями и организациями Республики Крым. Большое внимание уделяется также участию учащихся в олимпиадах.


В прошлом учебном году Университет стал региональной площадкой для проведения Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки, подписано соответствующее Соглашение между университетом и Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского, являющимся учредителем олимпиады. Проведены отборочные этапы олимпиад по химии и физике, в которых приняли участие 161 учащийся 8-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым, 35 человек признаны призерами и получили право участвовать в финальных турах олимпиады, 6 учащихся стали призерами финальных туров и получили льготы при поступлении. А в январе-феврале этого года университет стал базой для проведения региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по 11 общеобразовательным дисциплинам – математика, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ, литература, физическая культура, украинский язык и литература, крымскотатарский язык и литература, экономика.


Кроме того, мы регулярно проводим со школьниками профориентационные уроки – за 2015-2016 год их было 467, проводим тематические встречи с обучающимися, а также привлекаем школьников к участию в Школах университета, открытых по различным направлениям, как, например, «Школа юного ветеринара» или «Школа юного агронома» в Академии биоресурсов и природопользования, «Физико-техническая школа», «Школа юного химика» в Таврической академии и так далее.


То есть можно с уверенностью говорить, что работа по профессиональной ориентации в Крымском федеральном идет полным ходом?


Если бы. Наш университет как единая система был создан полтора года назад. И сегодня он находится на начальном этапе своего формирования. Многие наработки нам уже удалось реализовать, но глобальные вопросы реформирования по взмаху волшебной палочки, к сожалению, решить невозможно. Для этого необходимо время, настойчивость, грамотное руководство и квалифицированные кадры. Все эти составляющие у нас есть, поэтому мы с полной уверенностью можем рассчитывать на успех!


На сегодняшний день создание системы профориентационной работы стало одним из приоритетных направлений деятельности Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. И это неспроста: ведь привлечение абитуриентов, в том числе с высоким средним баллом ЕГЭ, является целевым показателем Программы развития вуза. О том, какими путями решаются вопросы профессиональной ориентации школьников, и какие задачи ставит перед собой Крымский федеральный университет, нам рассказал проректор по учебной и методической деятельности КФУ Владимир Курьянов. Развитие современной системы высшего образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли образовательных организаций высшего образования в профессиональной адаптации студентов. Поэтому сегодня крайне необходимо повышать эффективность мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения выпускников учебных заведений. Отделом профориентации и довузовской подготовки управления развития образования департамента образовательной деятельности в течение всего учебного года осуществлялась координация деятельности структурных подразделений и филиалов университета в области профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций различных типов и проведения целенаправленной профориентационной работы среди молодежи с целью комплектования качественного состава обучающихся – одной из важных составляющих всей деятельности университета в условиях жесткой конкуренции образовательных организаций высшего образования Республики Крым и Российской Федерации. Но ведь работа с потенциальными абитуриентами ведется не первый год. Так что же именно необходимо менять в системе профориентации для ее большей эффективности? Сегодня нужен совершенно новый подход к организации профориентационной работы, этому и должна была способствовать реализация проектов Программы развития, итогом которых стало создание консультационных центров сопровождения профориентационной работы. Главной целью проекта была разработка комплекса профориентационных мероприятий, направленных на привлечение абитуриентов с высоким баллом единого государственного экзамена. Вы можете привести примеры таких проектов, которые уже были реализованы в КФУ? Конечно! С августа осуществлялась реализация 6 проектов, ставших победителями в рамках конкурса Программы развития университета. В частности, это «Профессиональное самоопределение» в Евпаторийском институте социальных наук, создание Центра консультирования и профориентации Академии биоресурсов и природопользования «Знания – для себя, достижения – для Крыма! – ЦКП АбиП», создание центра «Я – профи – СКОЦЕП» в Гуманитарно-педагогической академии в Ялте, «Мой выбор – КФУ имени В.И. Вернадского» в Техникуме гидромелиорации и механизации сельского хозяйства, «Мой профессиональный выбор – МПВ» Института педагогического образования и менеджмента и «Физико-техническая школа» Физико-технического института КФУ. Эти проекты направлены на то, чтобы помочь сформировать у старшеклассников собственный взгляд на трудовую деятельность, научить их оценивать свои возможности и осознанно подходить к выбору будущей профессии, которая станет образом жизни. Благодаря такой профориентационной работе, выпускники адекватно формируют свои профессиональные планы. Как известно, большой популярностью сегодня пользуются и Ярмарки учебных мест, проводимые Крымским федеральным университетом. Да, с сентября прошлого года по май текущего отделом профориентации и довузовской подготовки совместно со структурными подразделениями и филиалами университета было проведено 11 таких Ярмарок в Симферополе, Евпатории, Джанкое, Феодосии, Севастополе, Алуште, а также в Симферопольском и Кировском районах, пгт Раздольном. Эти ярмарки посетили порядка 4 тысяч обучающихся, педагогов и родителей. Проект получил положительную оценку специалистов управлений образования администраций муниципальных образований Республики Крым, родителей, педагогов и обучающихся, поэтому будет продолжен и в этом учебном году. Опыт проведения проекта «Ярмарки учебных мест» был также представлен на Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации «ZAСобой» и отмечен сертификатом департамента занятости населения министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На Ваш взгляд, этих мероприятий достаточно для привлечения в вуз талантливой молодежи? Это на самом деле очень кропотливая и трудоемкая работа, которая приносит большие плоды. Но мы должны понимать, что для эффективного самоопределения учащихся, работу с ними надо начинать проводить не в выпускных классах школы, а значительно раньше: класса с шестого-седьмого. Какая глобальная задача педагога? Он должен не только уметь вложить в головы учеников определенный багаж знаний, но и привить им любовь к познанию, суметь выявить сильные стороны школьника и помочь раскрыть их. Именно с помощью профориентации можно научить детей сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь им сделать свой выбор с учетом индивидуальных данных. Поэтому мы, так сказать, копаем значительно глубже: для организации сотрудничества в области профориентационной работы мы заключаем договоры о взаимодействии с общеобразовательными организациями, учреждениями и организациями Республики Крым. Большое внимание уделяется также участию учащихся в олимпиадах. В прошлом учебном году Университет стал региональной площадкой для проведения Межрегиональной олимпиады школьников «Будущие исследователи – будущее науки, подписано соответствующее Соглашение между университетом и Нижегородским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского, являющимся учредителем олимпиады. Проведены отборочные этапы олимпиад по химии и физике, в которых приняли участие 161 учащийся 8-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым, 35 человек признаны призерами и получили право участвовать в финальных турах олимпиады, 6 учащихся стали призерами финальных туров и получили льготы при поступлении. А в январе-феврале этого года университет стал базой для проведения региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по 11 общеобразовательным дисциплинам – математика, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ, литература, физическая культура, украинский язык и литература, крымскотатарский язык и литература, экономика. Кроме того, мы регулярно проводим со школьниками профориентационные уроки – за 2015-2016 год их было 467, проводим тематические встречи с обучающимися, а также привлекаем школьников к участию в Школах университета, открытых по различным направлениям, как, например, «Школа юного ветеринара» или «Школа юного агронома» в Академии биоресурсов и природопользования, «Физико-техническая школа», «Школа юного химика» в Таврической академии и так далее. То есть можно с уверенностью говорить, что работа по профессиональной ориентации в Крымском федеральном идет полным ходом? Если бы. Наш университет как единая система был создан полтора года назад. И сегодня он находится на начальном этапе своего формирования. Многие наработки нам уже удалось реализовать, но глобальные вопросы реформирования по взмаху волшебной палочки, к сожалению, решить невозможно. Для этого необходимо время, настойчивость, грамотное руководство и квалифицированные кадры. Все эти составляющие у нас есть, поэтому мы с полной уверенностью можем рассчитывать на успех!


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика