✔ Андрей Никитченко: Подготовительный период в реализации ФЦП развития Крыма пройден - «Интервью»
Руфь 19-май, 17:22 193 ИнтервьюВ январе 2016 года Правительство Российской Федерации учредило автономную некоммерческую организацию «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». О том, какие задачи являются для этой структуры первоочередными, какие проблемы уже возникли при реализации ФЦП и какие риски могут проявиться в будущем, Крыминформу рассказал глава дирекции Андрей Никитченко.
Более двух лет Крым и Севастополь находятся в составе РФ. Как Вы оцениваете ход реализации федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа, на которую возложены все надежды жителей полуострова?
У программы был непростой старт. В нормальной логике «мирного времени» ФЦП составляется после разработки региональной стратегии. Но в 2014 году действовать надо было быстро – Крым вернулся в Россию далеко не в лучшем состоянии. Полуостров был страшно недоинвестирован, вся инфраструктура была в плачевном состоянии. Вылезли проблемы, которые накапливались еще с советских времен и которые стали очевидными в украинский период. Что сделали в 2014 году? Сформировали масштабную программу латания масштабных дыр, но скорость формирования не позволила точно выверить все параметры программы. Были неверные оценки отдельных мероприятий, а по целесообразности отдельных объектов позже возникли вопросы.
На что ушел 2015 год?
Следующий год ушел на коррекцию программы, на осознание того, что выполнение таких масштабных планов потребует особых управленческих ресурсов и подходов, и на ударную работу по ключевым направлениям.
Вы забыли еще сослаться на блокаду и чрезвычайную ситуацию…
Не забыл, а еще не дошел до этого важного момента. Я не вижу оснований для иронии. Крым и Севастополь жили в условиях, когда все управленческие усилия региональных властей и многих федеральных ведомств уходили на реализацию первоочередных мер выживания. Естественно, что в таких условиях ФЦП как бы отошла на второй план в части объектов, которые должны были проектироваться и строиться Республикой Крым и Севастополем.
Ну, и в довершение всего, в 2015 году на федеральном уровне происходила передача самой ФЦП из министерства по делам РК и Севастополя в министерство экономического развития, что объективно притормозило работу.
В результате всего этого возник эффект, который я называю «холостым ходом», по отдельным направлениям программы в то время, как по другим направлениям демонстрировались результаты, превосходящие все ожидания.
Вы оправдываетесь?
Я рассказываю свое видение, которое сводится к тому, что большие деньги требуют большого управленческого мастерства, чтобы они превратились в работающую инфраструктуру, а не пыль или личные счета. Это мастерство включает в себя все стадии – получение денег из бюджета на основе грамотного обоснования стоимости и инвестиционной целесообразности, организацию конкурсов на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы таким образом, чтобы была реальная конкуренция среди сильных игроков, а затем само строительство и ввод в эксплуатацию, что вообще отдельный роман.
Чтобы работа закипела, необходимы такие условия, как тотальное внимание и контроль со стороны власти (в нашем случае заказчика от имени общества), происходящие от искренней заинтересованности создать нечто новое и важное правильные люди (исполнители) и правильные процедуры на всех этапах.
Что из этого отсутствует в Крыму и Севастополе?
На сегодня все три условия складываются. Я буду осторожен и оптимистичен одновременно: еще не сложились, но они складываются. Шанс есть.
Есть шанс на то, что надежды граждан Крыма и Севастополя не умрут?
Да, шанс есть. Мы должны понимать, что масштаб задач ФЦП развития Крыма и Севастополя беспрецедентен. Сложный подготовительный период пройден. У граждан Крыма и Севастополя есть справедливые ожидания по развитию своего родного края, и все понимают, что развитие упирается в убогую инфраструктуру прошлого.
Какова роль Дирекции по управлению ФЦП и Ваша личная роль?
Дирекция – часть общего механизма, звено, призванное связать два мощных властных центра – федеральный и региональный, – в запуске и реализации одного проекта – ФЦП. Ее создали в начале 2016 года по согласованному решению федерального центра и региональных властей именно в силу понимания, что необходимы новые управленческие подходы.
Каковы ее функции и задачи? Как будет осуществляться контроль за ходом ФЦП?
Главная задача – методологическая помощь в организации работы и координация отдельных ведомств на месте, в Крыму и Севастополе, снятие большинства рабочих моментов здесь в Крымском федеральном округе, на рабочем уровне, без трансляции их в Москву. У дирекции также есть задачи по мониторингу и выявлению рисков на всех этапах строительства, но функцию содействия и методологической помощи я бы поставил на первое место, поскольку мы делаем общее дело. Контрольные функции у дирекции есть в рамках своих полномочий, но не в них суть.
На прошлой неделе в Крыму прошёл Ялтинский международный экономический форум. В своих выступлениях Вы как раз говорили о рисках при реализации ФЦП. На Ваш взгляд, с чем придётся столкнуться?
В рамках Ялтинского форума было проведено интернет-голосование «Оценка рисков на горизонте 2 года и 12 лет». Участники форума оценивали 7 рисков, ставящих под угрозу создание новой инфраструктуры в КФО, по трем параметрам: масштаб, вероятность и управляемость рисков. Результаты голосования обсуждались на специальной секции с участием представителей федеральных структур, местных властей и международного бизнеса.
Что показали голосование и анализ на секции?
Показали, что есть три наиболее опасных риска. Первым по масштабу и последним по управляемости является строительный риск, то есть способность или неспособность построить объекты, что, наверно, ожидаемо. Но вот второй по важности риск удивил. Номером два по масштабу и номером один по вероятности был назван риск «обеспеченность человеческими ресурсами». Вокруг справедливости такого суждения велась жаркая дискуссия. Ну а третий риск никого не удивил – финансовый. Речь идет о притоке не только бюджетных денег, но и притоке всех видов капитала в проекты инфраструктуры. А здесь мы, несмотря на наличие государственной ФЦП, в самом начале пути.
А Ваше мнение каково?
Мое мнение, что эксперты адекватно оценили первую тройку рисков. Мы крайне ограничены в финансовых и людских ресурсах для решения масштабных задач в КФО. Нам необходимы как приток, так и быстрое развитие местных, крымских, капиталов – финансового и человеческого.
Какими будут Ваши первые шаги в работе?
Первые шаги в любом стартапе, а дирекция по управлению ФЦП создается с нуля, – это создание команды, способной решать поставленные задачи. Учитывая, что время не ждет, создание команды идет одновременно с работой ядра команды по сути самой программы. В феврале часть специалистов приступила к работе в Симферополе. Сейчас мы активно формируем коллектив и работаем в тесной связке с ведомствами Крыма и Севастополя. Люди – наш единственный актив в дирекции, наше все.
В январе 2016 года Правительство Российской Федерации учредило автономную некоммерческую организацию «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». О том, какие задачи являются для этой структуры первоочередными, какие проблемы уже возникли при реализации ФЦП и какие риски могут проявиться в будущем, Крыминформу рассказал глава дирекции Андрей Никитченко. Более двух лет Крым и Севастополь находятся в составе РФ. Как Вы оцениваете ход реализации федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа, на которую возложены все надежды жителей полуострова? У программы был непростой старт. В нормальной логике «мирного времени» ФЦП составляется после разработки региональной стратегии. Но в 2014 году действовать надо было быстро – Крым вернулся в Россию далеко не в лучшем состоянии. Полуостров был страшно недоинвестирован, вся инфраструктура была в плачевном состоянии. Вылезли проблемы, которые накапливались еще с советских времен и которые стали очевидными в украинский период. Что сделали в 2014 году? Сформировали масштабную программу латания масштабных дыр, но скорость формирования не позволила точно выверить все параметры программы. Были неверные оценки отдельных мероприятий, а по целесообразности отдельных объектов позже возникли вопросы. На что ушел 2015 год? Следующий год ушел на коррекцию программы, на осознание того, что выполнение таких масштабных планов потребует особых управленческих ресурсов и подходов, и на ударную работу по ключевым направлениям. Вы забыли еще сослаться на блокаду и чрезвычайную ситуацию… Не забыл, а еще не дошел до этого важного момента. Я не вижу оснований для иронии. Крым и Севастополь жили в условиях, когда все управленческие усилия региональных властей и многих федеральных ведомств уходили на реализацию первоочередных мер выживания. Естественно, что в таких условиях ФЦП как бы отошла на второй план в части объектов, которые должны были проектироваться и строиться Республикой Крым и Севастополем. Ну, и в довершение всего, в 2015 году на федеральном уровне происходила передача самой ФЦП из министерства по делам РК и Севастополя в министерство экономического развития, что объективно притормозило работу. В результате всего этого возник эффект, который я называю «холостым ходом», по отдельным направлениям программы в то время, как по другим направлениям демонстрировались результаты, превосходящие все ожидания. Вы оправдываетесь? Я рассказываю свое видение, которое сводится к тому, что большие деньги требуют большого управленческого мастерства, чтобы они превратились в работающую инфраструктуру, а не пыль или личные счета. Это мастерство включает в себя все стадии – получение денег из бюджета на основе грамотного обоснования стоимости и инвестиционной целесообразности, организацию конкурсов на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы таким образом, чтобы была реальная конкуренция среди сильных игроков, а затем само строительство и ввод в эксплуатацию, что вообще отдельный роман. Чтобы работа закипела, необходимы такие условия, как тотальное внимание и контроль со стороны власти (в нашем случае заказчика от имени общества), происходящие от искренней заинтересованности создать нечто новое и важное правильные люди (исполнители) и правильные процедуры на всех этапах. Что из этого отсутствует в Крыму и Севастополе? На сегодня все три условия складываются. Я буду осторожен и оптимистичен одновременно: еще не сложились, но они складываются. Шанс есть. Есть шанс на то, что надежды граждан Крыма и Севастополя не умрут? Да, шанс есть. Мы должны понимать, что масштаб задач ФЦП развития Крыма и Севастополя беспрецедентен. Сложный подготовительный период пройден. У граждан Крыма и Севастополя есть справедливые ожидания по развитию своего родного края, и все понимают, что развитие упирается в убогую инфраструктуру прошлого. Какова роль Дирекции по управлению ФЦП и Ваша личная роль? Дирекция – часть общего механизма, звено, призванное связать два мощных властных центра – федеральный и региональный, – в запуске и реализации одного проекта – ФЦП. Ее создали в начале 2016 года по согласованному решению федерального центра и региональных властей именно в силу понимания, что необходимы новые управленческие подходы. Каковы ее функции и задачи? Как будет осуществляться контроль за ходом ФЦП? Главная задача – методологическая помощь в организации работы и координация отдельных ведомств на месте, в Крыму и Севастополе, снятие большинства рабочих моментов здесь в Крымском федеральном округе, на рабочем уровне, без трансляции их в Москву. У дирекции также есть задачи по мониторингу и выявлению рисков на всех этапах строительства, но функцию содействия и методологической помощи я бы поставил на первое место, поскольку мы делаем общее дело. Контрольные функции у дирекции есть в рамках своих полномочий, но не в них суть. На прошлой неделе в Крыму прошёл Ялтинский международный экономический форум. В своих выступлениях Вы как раз говорили о рисках при реализации ФЦП. На Ваш взгляд, с чем придётся столкнуться? В рамках Ялтинского форума было проведено интернет-голосование «Оценка рисков на горизонте 2 года и 12 лет». Участники форума оценивали 7 рисков, ставящих под угрозу создание новой инфраструктуры в КФО, по трем параметрам: масштаб, вероятность и управляемость рисков. Результаты голосования обсуждались на специальной секции с участием представителей федеральных структур, местных властей и международного бизнеса. Что показали голосование и анализ на секции? Показали, что есть три наиболее опасных риска. Первым по масштабу и последним по управляемости является строительный риск, то есть способность или неспособность построить объекты, что, наверно, ожидаемо. Но вот второй по важности риск удивил. Номером два по масштабу и номером один по вероятности был назван риск «обеспеченность человеческими ресурсами». Вокруг справедливости такого суждения велась жаркая дискуссия. Ну а третий риск никого не удивил – финансовый. Речь идет о притоке не только бюджетных денег, но и притоке всех видов капитала в проекты инфраструктуры. А здесь мы, несмотря на наличие государственной ФЦП, в самом начале пути. А Ваше мнение каково? Мое мнение, что эксперты адекватно оценили первую тройку рисков. Мы крайне ограничены в финансовых и людских ресурсах для решения масштабных задач в КФО. Нам необходимы как приток, так и быстрое развитие местных, крымских, капиталов – финансового и человеческого. Какими будут Ваши первые шаги в работе? Первые шаги в любом стартапе, а дирекция по управлению ФЦП создается с нуля, – это создание команды, способной решать поставленные задачи. Учитывая, что время не ждет, создание команды идет одновременно с работой ядра команды по сути самой программы. В феврале часть специалистов приступила к работе в Симферополе. Сейчас мы активно формируем коллектив и работаем в тесной связке с ведомствами Крыма и Севастополя. Люди – наш единственный актив в дирекции, наше все.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru