Андрей Никитченко: Подготовительный период в реализации ФЦП развития Крыма пройден - «Интервью» » Новости Крыма

✔ Андрей Никитченко: Подготовительный период в реализации ФЦП развития Крыма пройден - «Интервью»




Андрей Никитченко: Подготовительный период в реализации ФЦП развития Крыма пройден - «Интервью»


В январе 2016 года Правительство Российской Федерации учредило автономную некоммерческую организацию «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». О том, какие задачи являются для этой структуры первоочередными, какие проблемы уже возникли при реализации ФЦП и какие риски могут проявиться в будущем, Крыминформу рассказал глава дирекции Андрей Никитченко.


Более двух лет Крым и Севастополь находятся в составе РФ. Как Вы оцениваете ход реализации федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа, на которую возложены все надежды жителей полуострова?


У программы был непростой старт. В нормальной логике «мирного времени» ФЦП составляется после разработки региональной стратегии. Но в 2014 году действовать надо было быстро – Крым вернулся в Россию далеко не в лучшем состоянии. Полуостров был страшно недоинвестирован, вся инфраструктура была в плачевном состоянии. Вылезли проблемы, которые накапливались еще с советских времен и которые стали очевидными в украинский период. Что сделали в 2014 году? Сформировали масштабную программу латания масштабных дыр, но скорость формирования не позволила точно выверить все параметры программы. Были неверные оценки отдельных мероприятий, а по целесообразности отдельных объектов позже возникли вопросы.


На что ушел 2015 год?


Следующий год ушел на коррекцию программы, на осознание того, что выполнение таких масштабных планов потребует особых управленческих ресурсов и подходов, и на ударную работу по ключевым направлениям.


Вы забыли еще сослаться на блокаду и чрезвычайную ситуацию…


Не забыл, а еще не дошел до этого важного момента. Я не вижу оснований для иронии. Крым и Севастополь жили в условиях, когда все управленческие усилия региональных властей и многих федеральных ведомств уходили на реализацию первоочередных мер выживания. Естественно, что в таких условиях ФЦП как бы отошла на второй план в части объектов, которые должны были проектироваться и строиться Республикой Крым и Севастополем.


Ну, и в довершение всего, в 2015 году на федеральном уровне происходила передача самой ФЦП из министерства по делам РК и Севастополя в министерство экономического развития, что объективно притормозило работу.


В результате всего этого возник эффект, который я называю «холостым ходом», по отдельным направлениям программы в то время, как по другим направлениям демонстрировались результаты, превосходящие все ожидания.


Вы оправдываетесь?


Я рассказываю свое видение, которое сводится к тому, что большие деньги требуют большого управленческого мастерства, чтобы они превратились в работающую инфраструктуру, а не пыль или личные счета. Это мастерство включает в себя все стадии – получение денег из бюджета на основе грамотного обоснования стоимости и инвестиционной целесообразности, организацию конкурсов на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы таким образом, чтобы была реальная конкуренция среди сильных игроков, а затем само строительство и ввод в эксплуатацию, что вообще отдельный роман.


Чтобы работа закипела, необходимы такие условия, как тотальное внимание и контроль со стороны власти (в нашем случае заказчика от имени общества), происходящие от искренней заинтересованности создать нечто новое и важное правильные люди (исполнители) и правильные процедуры на всех этапах.


Что из этого отсутствует в Крыму и Севастополе?


На сегодня все три условия складываются. Я буду осторожен и оптимистичен одновременно: еще не сложились, но они складываются. Шанс есть.


Есть шанс на то, что надежды граждан Крыма и Севастополя не умрут?


Да, шанс есть. Мы должны понимать, что масштаб задач ФЦП развития Крыма и Севастополя беспрецедентен. Сложный подготовительный период пройден. У граждан Крыма и Севастополя есть справедливые ожидания по развитию своего родного края, и все понимают, что развитие упирается в убогую инфраструктуру прошлого.


Какова роль Дирекции по управлению ФЦП и Ваша личная роль?


Дирекция – часть общего механизма, звено, призванное связать два мощных властных центра – федеральный и региональный, – в запуске и реализации одного проекта – ФЦП. Ее создали в начале 2016 года по согласованному решению федерального центра и региональных властей именно в силу понимания, что необходимы новые управленческие подходы.


Каковы ее функции и задачи? Как будет осуществляться контроль за ходом ФЦП?


Главная задача – методологическая помощь в организации работы и координация отдельных ведомств на месте, в Крыму и Севастополе, снятие большинства рабочих моментов здесь в Крымском федеральном округе, на рабочем уровне, без трансляции их в Москву. У дирекции также есть задачи по мониторингу и выявлению рисков на всех этапах строительства, но функцию содействия и методологической помощи я бы поставил на первое место, поскольку мы делаем общее дело. Контрольные функции у дирекции есть в рамках своих полномочий, но не в них суть.


На прошлой неделе в Крыму прошёл Ялтинский международный экономический форум. В своих выступлениях Вы как раз говорили о рисках при реализации ФЦП. На Ваш взгляд, с чем придётся столкнуться?


В рамках Ялтинского форума было проведено интернет-голосование «Оценка рисков на горизонте 2 года и 12 лет». Участники форума оценивали 7 рисков, ставящих под угрозу создание новой инфраструктуры в КФО, по трем параметрам: масштаб, вероятность и управляемость рисков. Результаты голосования обсуждались на специальной секции с участием представителей федеральных структур, местных властей и международного бизнеса.


Что показали голосование и анализ на секции?


Показали, что есть три наиболее опасных риска. Первым по масштабу и последним по управляемости является строительный риск, то есть способность или неспособность построить объекты, что, наверно, ожидаемо. Но вот второй по важности риск удивил. Номером два по масштабу и номером один по вероятности был назван риск «обеспеченность человеческими ресурсами». Вокруг справедливости такого суждения велась жаркая дискуссия. Ну а третий риск никого не удивил – финансовый. Речь идет о притоке не только бюджетных денег, но и притоке всех видов капитала в проекты инфраструктуры. А здесь мы, несмотря на наличие государственной ФЦП, в самом начале пути.


А Ваше мнение каково?


Мое мнение, что эксперты адекватно оценили первую тройку рисков. Мы крайне ограничены в финансовых и людских ресурсах для решения масштабных задач в КФО. Нам необходимы как приток, так и быстрое развитие местных, крымских, капиталов – финансового и человеческого.


Какими будут Ваши первые шаги в работе?


Первые шаги в любом стартапе, а дирекция по управлению ФЦП создается с нуля, – это создание команды, способной решать поставленные задачи. Учитывая, что время не ждет, создание команды идет одновременно с работой ядра команды по сути самой программы. В феврале часть специалистов приступила к работе в Симферополе. Сейчас мы активно формируем коллектив и работаем в тесной связке с ведомствами Крыма и Севастополя. Люди – наш единственный актив в дирекции, наше все.


В январе 2016 года Правительство Российской Федерации учредило автономную некоммерческую организацию «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». О том, какие задачи являются для этой структуры первоочередными, какие проблемы уже возникли при реализации ФЦП и какие риски могут проявиться в будущем, Крыминформу рассказал глава дирекции Андрей Никитченко. Более двух лет Крым и Севастополь находятся в составе РФ. Как Вы оцениваете ход реализации федеральной целевой программы развития Крымского федерального округа, на которую возложены все надежды жителей полуострова? У программы был непростой старт. В нормальной логике «мирного времени» ФЦП составляется после разработки региональной стратегии. Но в 2014 году действовать надо было быстро – Крым вернулся в Россию далеко не в лучшем состоянии. Полуостров был страшно недоинвестирован, вся инфраструктура была в плачевном состоянии. Вылезли проблемы, которые накапливались еще с советских времен и которые стали очевидными в украинский период. Что сделали в 2014 году? Сформировали масштабную программу латания масштабных дыр, но скорость формирования не позволила точно выверить все параметры программы. Были неверные оценки отдельных мероприятий, а по целесообразности отдельных объектов позже возникли вопросы. На что ушел 2015 год? Следующий год ушел на коррекцию программы, на осознание того, что выполнение таких масштабных планов потребует особых управленческих ресурсов и подходов, и на ударную работу по ключевым направлениям. Вы забыли еще сослаться на блокаду и чрезвычайную ситуацию… Не забыл, а еще не дошел до этого важного момента. Я не вижу оснований для иронии. Крым и Севастополь жили в условиях, когда все управленческие усилия региональных властей и многих федеральных ведомств уходили на реализацию первоочередных мер выживания. Естественно, что в таких условиях ФЦП как бы отошла на второй план в части объектов, которые должны были проектироваться и строиться Республикой Крым и Севастополем. Ну, и в довершение всего, в 2015 году на федеральном уровне происходила передача самой ФЦП из министерства по делам РК и Севастополя в министерство экономического развития, что объективно притормозило работу. В результате всего этого возник эффект, который я называю «холостым ходом», по отдельным направлениям программы в то время, как по другим направлениям демонстрировались результаты, превосходящие все ожидания. Вы оправдываетесь? Я рассказываю свое видение, которое сводится к тому, что большие деньги требуют большого управленческого мастерства, чтобы они превратились в работающую инфраструктуру, а не пыль или личные счета. Это мастерство включает в себя все стадии – получение денег из бюджета на основе грамотного обоснования стоимости и инвестиционной целесообразности, организацию конкурсов на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы таким образом, чтобы была реальная конкуренция среди сильных игроков, а затем само строительство и ввод в эксплуатацию, что вообще отдельный роман. Чтобы работа закипела, необходимы такие условия, как тотальное внимание и контроль со стороны власти (в нашем случае заказчика от имени общества), происходящие от искренней заинтересованности создать нечто новое и важное правильные люди (исполнители) и правильные процедуры на всех этапах. Что из этого отсутствует в Крыму и Севастополе? На сегодня все три условия складываются. Я буду осторожен и оптимистичен одновременно: еще не сложились, но они складываются. Шанс есть. Есть шанс на то, что надежды граждан Крыма и Севастополя не умрут? Да, шанс есть. Мы должны понимать, что масштаб задач ФЦП развития Крыма и Севастополя беспрецедентен. Сложный подготовительный период пройден. У граждан Крыма и Севастополя есть справедливые ожидания по развитию своего родного края, и все понимают, что развитие упирается в убогую инфраструктуру прошлого. Какова роль Дирекции по управлению ФЦП и Ваша личная роль? Дирекция – часть общего механизма, звено, призванное связать два мощных властных центра – федеральный и региональный, – в запуске и реализации одного проекта – ФЦП. Ее создали в начале 2016 года по согласованному решению федерального центра и региональных властей именно в силу понимания, что необходимы новые управленческие подходы. Каковы ее функции и задачи? Как будет осуществляться контроль за ходом ФЦП? Главная задача – методологическая помощь в организации работы и координация отдельных ведомств на месте, в Крыму и Севастополе, снятие большинства рабочих моментов здесь в Крымском федеральном округе, на рабочем уровне, без трансляции их в Москву. У дирекции также есть задачи по мониторингу и выявлению рисков на всех этапах строительства, но функцию содействия и методологической помощи я бы поставил на первое место, поскольку мы делаем общее дело. Контрольные функции у дирекции есть в рамках своих полномочий, но не в них суть. На прошлой неделе в Крыму прошёл Ялтинский международный экономический форум. В своих выступлениях Вы как раз говорили о рисках при реализации ФЦП. На Ваш взгляд, с чем придётся столкнуться? В рамках Ялтинского форума было проведено интернет-голосование «Оценка рисков на горизонте 2 года и 12 лет». Участники форума оценивали 7 рисков, ставящих под угрозу создание новой инфраструктуры в КФО, по трем параметрам: масштаб, вероятность и управляемость рисков. Результаты голосования обсуждались на специальной секции с участием представителей федеральных структур, местных властей и международного бизнеса. Что показали голосование и анализ на секции? Показали, что есть три наиболее опасных риска. Первым по масштабу и последним по управляемости является строительный риск, то есть способность или неспособность построить объекты, что, наверно, ожидаемо. Но вот второй по важности риск удивил. Номером два по масштабу и номером один по вероятности был назван риск «обеспеченность человеческими ресурсами». Вокруг справедливости такого суждения велась жаркая дискуссия. Ну а третий риск никого не удивил – финансовый. Речь идет о притоке не только бюджетных денег, но и притоке всех видов капитала в проекты инфраструктуры. А здесь мы, несмотря на наличие государственной ФЦП, в самом начале пути. А Ваше мнение каково? Мое мнение, что эксперты адекватно оценили первую тройку рисков. Мы крайне ограничены в финансовых и людских ресурсах для решения масштабных задач в КФО. Нам необходимы как приток, так и быстрое развитие местных, крымских, капиталов – финансового и человеческого. Какими будут Ваши первые шаги в работе? Первые шаги в любом стартапе, а дирекция по управлению ФЦП создается с нуля, – это создание команды, способной решать поставленные задачи. Учитывая, что время не ждет, создание команды идет одновременно с работой ядра команды по сути самой программы. В феврале часть специалистов приступила к работе в Симферополе. Сейчас мы активно формируем коллектив и работаем в тесной связке с ведомствами Крыма и Севастополя. Люди – наш единственный актив в дирекции, наше все.


Лучшие новости дня

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Дорогие читатели!

Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.

Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.

Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.

Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта  © otpusk-v-krimu.ru





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
  «Новости Крыма»
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика