✔ «Горностай» с медалью «За отвагу» - «История»
Владимир 16-сен, 12:30 193 Новости АРКЧуть больше ста лет назад одна латышская семья перебралась в Крым, в Симферополь - из Сибири, чтобы её глава Андрей Сермуль (по-латышски фамилия Сермулс, «горностай») поправил здоровье, подорванное каторгой - революционер, политкаторжанин. Переехали жена Марианна и сыновья, семилетний Мервальт и годовалый Андрей. Старший - Андрей Крышевич - работал председателем Главсуда Крымской АССР, потом в республиканском архиве, в 1937-м расстрелян. Марианна Яновна немного пережила мужа - фашисты, оккупировавшие город, казнили её в январе 1942-го. Старший сын Мервальт, боец 330-го стрелкового полка 129-й стрелковой дивизии, погиб при освобождении Украинской СССР в конце 1944-го, Карпатско-Ужгородская наступательная операция. Не знаем, пережила ли оккупацию его жена София Леонтьевна Рущенко с улицы Восточной, 4. Только младшему, Андрею, повезло выжить в битве за Родину. Один из друзей нашей газеты, победитель, Андрей Андреевич Сермуль.
Мотогонки патриота
Он родился в Иркутске 28 апреля 1922-го. После восьмого класса, когда не стало папы, пошёл работать в автомотоклуб электриком, но был не только отличным мастером, но и гонщиком. Вспоминал, как в октябре 1940-го «энтузиасты-мотогонщики, два севастопольца, один керчанин и пять симферопольцев, «в честь 20-летия освобождения Крыма от Врангеля» проехались на мотоциклах («Иж»-7 и «Иж»-8) по вершинам Главной гряды Крымских гор. Стартовали с Пушкинской, oт редакции газеты «Крымский комсомолец», доехали до Ялты, из Ялты поднялись на Ай-Петри, затем по яйле доехали до Роман-Коша. Спустились в заповедник, там переночевали и утром через поляну Узун-Алан предприняли «штурм» Чатыр-Дага. С трудом, но взобрались на самый Эклизи-Бурун и оттуда по нижнему плато, через турбазу Суат (я и предположить не мог, что через год с небольшим здесь будет наша первая партизанская база), спустились в Симферополь». На том победном мотоцикле 22 июня 1941-го отправился в военкомат, едва услышала страна выступление Вячеслава Молотова о начале войны. «Должны были состояться мотогонки на городском ипподроме, но после того как выступил нарком, объявлена мобилизация, их, естественно, отменили. <> Я проводил в военкомат друга, у которого было мобилизационное предписание, и тут же подал заявление о зачислении добровольцем «в действующую армию». А в нашей газете, тогда «Красном Крыму», появилась заметка - «Достойный сын Родины»: «Рабочий мастерской Симферопольского автомотоклуба комсомолец Андрей Сермуль подал заявление в горвоенкомат, в нём он горячо просит послать его в действующую армию. В армию он хочет взять и мотоцикл, который ему предоставляет автоклуб. Патриот Андрей Сермуль на деле докажет свою готовность защищать любимую землю своей Родины. И таких достойных сыновей, как он, у Родины много». Вечером, 22 июня, с девушкой он всё же пошёл в драмтеатр, билеты куплены заранее, гастроли театра оперетты, «Принцесса цирка». «До конца мы её так и не досмотрели, после второго акта объявили (впервые) боевую воздушную тревогу. В бомбоубежище мы не пошли (налёта не было, немецкие самолёты полетели на Севастополь), проводил девушку, сам отправился домой. Так для меня закончилась мирная жизнь. От неё осталось впечатление чего-то очень светлого и прекрасного, и именно это ощущение очень помогло там, в лесу, выжить...».
В партизанский лес Андрей Сермуль попал осенью 1941-го, а до того рыли окопы в Марьино, учебный батальон, старлей-запасник учил строевой подготовке, штыковому бою, а курсанты спрашивали: «Когда же нас, наконец, отправят на фронт (всё боялись опоздать)». Парня определили в 31-й истребительный батальон НКВД, в нём были симферопольцы и жители района, штаб на Пушкинской, 22, командир-пограничник Георгий Северский, комиссар - старый большевик Сергей Чукин. Охрана тыловых районов - не допустить высадки парашютных десантов противника. Когда с 12 сентября 1941-го начались бои на Перекопе, бойцы истребительного батальона стали партизанами 3-го симферопольского отряда, комиссар вновь Сергей Чукин, а вот Георгий Северский стал командиром третьего партизанского района, их отряд и ещё четыре, а командиром 3-го симферопольского стал бывалый партизан Павел Макаров, в годы Гражданской войны возглавлял 3-й симферопольский партизанский полк, хорошо знал места. Ещё один крымский партизан времён Гражданской войны - Алексей Мокроусов - возглавил всё партизанское движение Крыма, комиссаром движения стал секретарь Симферопольского горкома Серафим Мартынов. В отряд отбирали добровольно». В начале ноября отряд, две сотни человек, пополнился ещё примерно на столько же - наши части, уже значительно поредевшие в боях, двигались к Севастополю, сражаться там до последнего, в том числе и бойцы разведотряда Черноморского флота, 7-й бригады морпехов, с ними наш земляк сдружился особо, даже папаху-кубанку на бескозырку выменял. Тогда в отряд пришёл и Николай Дементьев, через два года он станет командиром самого большого отряда партизан в Крыму - шестого, а Андрей Сермуль будет там комиссаром.
Но сначала - рядовой боец комендантской группы, разведчик. «Мы стали заготавливать продукты на зиму, тёплые вещи, - рассказывал позже Андрей Андреевич нашему корреспонденту Николаю Горюнову. - Разбили лагерь близ села Джалман (ныне Пионерское). А в середине ноября 1941 года приняли первый бой с оккупантами». Тогда было несколько раненых и один погибший - Константин (Василий) Мануйлов, капитан, пришедший в отряд из 25-й стрелковой дивизии имени Василия Чапаева.
«За отвагу»
Потом будет много боёв, потери товарищей, собственные, к счастью, лёгкие ранения, голод... Столько пережито, испытано за почти 900 дней в партизанах. Андрей Сермуль - один из первых крымских партизан, награждённых медалью «За отвагу» в октябре 1942-го.
К тому времени, как сказано в наградном листе, сохранившемся в военном архиве, «участвовал в 10 боях против фашистских карательных отрядов, 4 налётах на гарнизоны противника, в 5 операциях против предателей, 3 раза ходил в боевую разведку, лично уничтожил более 10 фашистов. Проявил себя как дисциплинированный, храбрый и смелый партизан. 12 января 1942 года во время налёта на гарнизон противника при отходе наших отрядов товарищ Сермуль на лошади был послан оказать помощь группе пулемётчиков. Несмотря на сильный огонь противника, открытый по нему, выполнил боевое задание, доставил пулемёт в отряд». Когда был комиссаром 6-го отряда 4-й бригады Южного соединения, самого крупного на полуострове, 316 бойцов и около тысячи мирных жителей, женщин, детей, ушедших из окрестных сёл под защиту народных мстителей, отвечал, кроме прочего, и за этот гражданский лагерь. Ни один гражданский тогда не погиб, да и бойцов старались беречь, грамотно ставя задачу, правда, без потерь не обходилось, но выдерживали, не отступали. «Полк румын шёл на нас со стороны Доброго и Заречного, а немцы при поддержке танков и артиллерии начали наступление вдоль Альмы. Этот бой поначалу складывался трагично для партизан. Снаряд угодил прямо в командный пункт четвёртой бригады. На месте убит начштаба Евгений Тарнович, тяжело ранен комбриг - бесстрашный Христофор Чусси, тяжёлые ранения получила комсорг Александра Андреева... Но врага мы так и не пропустили». А 13 апреля 1944-го их с Николаем Дементьевым отряд освобождал Симферополь.
Андрея Сермуля оставляли работать в городе, но он, как вспоминал, сбежал на фронт. 51-й армия, ранение, Ленинградский фронт, орден Красной Звезды - «Являясь заместителем командира батальона по политической части 319-го стрелкового полка 308-й Краснознамённой латышской стрелковой дивизии, самоотверженной работой лейтенант обеспечил выполнение боевых задач батальона. Всегда находясь в боевых порядках подразделений, личным мужеством вдохновлял на подвиг остальных». Вновь ранение, вновь бои, войну окончил в Курляндии, где днём 9 мая 1945-го капитулировала последняя немецкая группировка фашистов.
После Победы - служба на оборону, Балтвоеноморстрой, переработка урана, потом строительство нескольких закрытых городков, по работе с атомным оружием. После демобилизации в 1962-м, возвращение в Симферополь, общественно-патриотическая работа, лектор регионального отделения общества «Знание». Победитель! Помним!
Андрей Сермуль, 1941-й, «Красный Крым», снимок сделан погибшим за Севастополь Эммануилом Бендицким. Фото автора. Чуть больше ста лет назад одна латышская семья перебралась в Крым, в Симферополь - из Сибири, чтобы её глава Андрей Сермуль (по-латышски фамилия Сермулс, «горностай») поправил здоровье, подорванное каторгой - революционер, политкаторжанин. Переехали жена Марианна и сыновья, семилетний Мервальт и годовалый Андрей. Старший - Андрей Крышевич - работал председателем Главсуда Крымской АССР, потом в республиканском архиве, в 1937-м расстрелян. Марианна Яновна немного пережила мужа - фашисты, оккупировавшие город, казнили её в январе 1942-го. Старший сын Мервальт, боец 330-го стрелкового полка 129-й стрелковой дивизии, погиб при освобождении Украинской СССР в конце 1944-го, Карпатско-Ужгородская наступательная операция. Не знаем, пережила ли оккупацию его жена София Леонтьевна Рущенко с улицы Восточной, 4. Только младшему, Андрею, повезло выжить в битве за Родину. Один из друзей нашей газеты, победитель, Андрей Андреевич Сермуль. Мотогонки патриота Он родился в Иркутске 28 апреля 1922-го. После восьмого класса, когда не стало папы, пошёл работать в автомотоклуб электриком, но был не только отличным мастером, но и гонщиком. Вспоминал, как в октябре 1940-го «энтузиасты-мотогонщики, два севастопольца, один керчанин и пять симферопольцев, «в честь 20-летия освобождения Крыма от Врангеля» проехались на мотоциклах («Иж»-7 и «Иж»-8) по вершинам Главной гряды Крымских гор. Стартовали с Пушкинской, oт редакции газеты «Крымский комсомолец», доехали до Ялты, из Ялты поднялись на Ай-Петри, затем по яйле доехали до Роман-Коша. Спустились в заповедник, там переночевали и утром через поляну Узун-Алан предприняли «штурм» Чатыр-Дага. С трудом, но взобрались на самый Эклизи-Бурун и оттуда по нижнему плато, через турбазу Суат (я и предположить не мог, что через год с небольшим здесь будет наша первая партизанская база), спустились в Симферополь». На том победном мотоцикле 22 июня 1941-го отправился в военкомат, едва услышала страна выступление Вячеслава Молотова о начале войны. «Должны были состояться мотогонки на городском ипподроме, но после того как выступил нарком, объявлена мобилизация, их, естественно, отменили.
Лучшие новости дня
Поделиться с друзьями
Дорогие читатели!
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому мы призываем вас взвешенно комментировать публикации на сайте нашего агентства.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и благодарны за желание им поделиться. Но решительно не приемлем высказываний, содержащих личные оскорбления, побуждающих к проявлению агрессии, вражды, призывы к экстремизму, разжиганию межнациональной розни.
Поэтому на время мы вводим предварительную модерацию комментариев читателей. Будьте уверены, любой продуманный комментарий, мнение, высказанное по существу и в уважительном ключе, будут обязательно опубликованы.
Надеемся на ваше понимание.
Администрация сайта © otpusk-v-krimu.ru