
Уполномоченный по правам человека в Республике Крым Людмила Лубина провела полуторачасовую беседу с корреспондентом французского телеканала «France 24» Еленой Волошиной.
В начале разговора, Уполномоченный ознакомила журналиста с основными проблемами крымчан, возникшими в период перехода республики с украинского на российское законодательство, кратким анализом обращений крымчан, отметив, что в 2016 году наибольшее количество обращений граждан было посвящено защите:
– социальных прав (защите семьи, материнства, детства, права на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, права в сфере трудовых отношений, права на благоприятную окружающую среду) – 2288 обращений;
– личных прав (права на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, гражданство, свободное перемещение, определение своей национальной принадлежности, свободы вероисповедания, свободы мысли и слова, права на информацию и др.) – 446 обращений;
– экономических прав (права на частную собственность, права на занятие предпринимательской деятельностью, вопросы землепользования, таможенного законодательства и др.) – 419 обращений;
Однако, когда в ходе беседы, зарубежный журналист расставила акценты своих интересов, стало понятно, что социальные и экономические права населения крымчан ее интересуют «не в первую» очередь.
В первую очередь журналиста интересовали вопросы геополитики. Известны ли Уполномоченному случаи нарушения «политических прав» крымских татар? Существует ли в Крыму проблема со свободой слова у крымскотатарского населения? Согласна ли омбудсмен, что именно крымские татары преследуются сегодня властями за выражение несогласия с воссоединением Крыма с Россией («за инакомыслие»)? Преследуют ли в Крыму за политические убеждения? Есть ли в Крыму «политзаключенные»?
В ходе интервью журналиста также интересовало мнение омбудсмена в вопросе «преследования» членов запрещенной в России панисламистской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Видит ли она в этом нарушения прав крымских татар?
Стоит заметить, что в прошедшем году в аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Крым в защиту политических прав (избирательного права, права на доступ к государственной службе, на осуществление местного самоуправления, на участие в отправлении правосудия, права на объединение, на проведение публичных мероприятий, права на обращение в органы государственной власти и др.) поступило – 11 обращений граждан, что в сравнении с социальными и личными проблемами граждан – «капля в море».
Отвечая на вопросы корреспондента, Людмила Лубина высказала убеждение, что преследования крымских татар за «инакомыслие» в Крыму нет. Подавляющее большинство крымских татар поддерживало и поддерживает воссоединение Крыма с Россией. Недовольство выражают члены запрещенного на территории РФ «Меджлиса крымскотатарского народа», потерявшие свою власть и влияние в Крыму и корчащиеся в бессильной злобе от этого.
Отвечая на вопрос о «политзаключенных», омбудсмен подчеркнула, что это понятие не соответствует российскому законодательству и правовой системе РФ в целом. В Крыму, как и в России нет «политических заключенных». Кроме того, крайне важно уметь проводить грань между политическими убеждениями людей и активной деятельностью отдельных лиц, в виде совершения публичных призывов и других действий, направленных на изменение территориальной целостности РФ, а это уже уголовное преступление.
Уполномоченный подчеркнула, что, несомненно, за убеждения, взгляды, мнения крымчан никто не преследует. Внимание правоохранительных органов приковано к тем, кто реализуя свои политические убеждения, преступает грань дозволенного законом и совершает уголовные преступления или административные правонарушения, а нарушать законы не дозволяется ни в одной цивилизованной стране. Поэтому, лица, находящиеся сейчас в СИЗО «под следствием», не являются «политзаключенными», страдающими за свои взгляды и убеждения. Это люди, привлеченные к уголовной ответственности за совершенные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и только суд вправе решать вопрос об их виновности или невиновности.
Коснулся разговор и событий 28 февраля 2014 года у здания (тогда еще) Верховного Совета Автономной Республики Крым. Людмила Лубина, будучи очевидцем тех событий, рассказала о них журналисту телеканала «France 24».
«У нас в Республике Крым остается нерешенным еще целый ряд вопросов, большая часть из которых относятся к социальной сфере. Но в этот ряд, точно, нельзя поставить нарушение «политических прав» - такой проблемы у нас в Крыму нет», - заявила Людмила Лубина.
Архив новостей